ЧУВСТВА

ЧУВСТВА - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, Ч. выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную (см. Мотивация) значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению, Ч. представляют собой конкретно-субъективную форму существования последних. Формирование Ч. является необходимым условием развития человека как личности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек им руководился; только став предметом устойчивых Ч., эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Ч, человека общественно обусловлены и историчны, как и сама человеческая личность, изменяющаяся в ходе развития общества. В онтогенезе Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от к-рых зависит развитие событий, значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций: например, из Ч. любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и т. п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. -в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (см. Амбивалентность Ч.). В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в к-рой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их • подвиды по сферам деятельности, в к-рых они проявляются. Особую группу составляют высшие Ч., в к-рых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. К области нравственных Ч. относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, партии, к другим людям, к самому себе. Познавательная деятельность порождает у человека познавательные, или интеллектуальные, Ч. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; вершиной интеллектуальных Ч. является обобщенное Ч. любви к истине. Среди высших Ч. важное место занимают практические Ч., связанные с деятельностью: трудом, учением, спортом. К высшим Ч. относятся также эстетические Ч., предполагающие осознанную или неосознанную (см. Бессознательное) способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические Ч. возникают в единстве с нравственными Ч. и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (например, Ч. к ребенку, произведению искусства), обобщенные (Ч. к детям вообще, к музыке) и абстрактные (Ч. справедливости, трагического). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью.

Другие записи

10.06.2016. ШКАЛА УСТАНОВОК
ШКАЛА УСТАНОВОК - прием, позволяющий сравнивать индивидов по величине, интенсивности и устойчивости их отношения к изучаемому явлению. В прикладной социологии и социальной психологии Ш. у. применяется…
10.06.2016. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ-1) общая способность к ощущению; Ч. появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим…
10.06.2016. ЧУВСТВО ЮМОРА
ЧУВСТВО ЮМОРА - в обычном словоупотреблении способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Ч. ю. неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать…
10.06.2016. ШКАЛА
ШКАЛА (лат. scala - лестница) - инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, в к-рой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами…
10.06.2016. ШКАЛА ОЦЕНОК
ШКАЛА ОЦЕНОК - методический прием, позволяющий распределять совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на субъективных оценках…