ЦЕННОСТЬ

ЦЕННОСТЬ - понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Признавая объективный и трансцендентный характер Ц. по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, марксистская философия рассматривает Ц. как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, к-рые выступают в качестве единого совокупного субъекта. Можно говорить о трех формах существования Ц. Во-первых, Ц. выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие Ц. могут быть как общечеловеческими, "вечными" (истина, красота, справедливость), так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых, Ц. предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др.). В-третьих, социальные Ц., преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных Ц., являющихся одним из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных Ц., к-рые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Система личностных Ц. складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных Ц., объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных Ц. характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентации и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида (см. Ценностно-ориентационное единство).

Другие записи

10.06.2016. ЦЕНТРАЦИЯ
ЦЕНТРАЦИЯ (от лат. cent rum - центр круга) - эффект, обнаруженный в гештальтпсихологии немецкими психологами В. Келером и М. Вертхаймером при исследовании зрительных иллюзий и заключающийся в том, что элементы,…
10.06.2016. ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в к-рой физическое и…
10.06.2016. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ - 1) В широком смысле - понятие, используемое в социально-экономических дисциплинах для характеристики комплекса оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного…
10.06.2016. ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ
ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ - устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Обязательными свойствами Ч. л. являются степень выраженности их у разных людей, транс-ситуативность (Ч.…
10.06.2016. ЧЕСТОЛЮБИЕ
ЧЕСТОЛЮБИЕ - выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере общественной жизни. Гипертрофированное…