ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (от греч. diagnosis-распознание). Конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет Д. п.- установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом Д. п. является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь вместе с тем лишен возможности непосредственно указать на их причины, место в структуре личности. Этот уровень Л. С. Выготский называл симптоматическим (или эмпирическим) диагнозом, к-рый ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании к-рых непосредственно строятся практические выводы. Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, т. к. установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Второй ступенью в развитии Д. п. является этиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов) личности, но и вызывающие их причины. Высший уровень - типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития". Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории Д. п. в настоящее время является одной из важнейших задач отечественной психодиагностики.

Другие записи

10.06.2016. ДИАЛОГ
ДИАЛОГ (от греч. dialogos) - попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. Д. был распространенной формой философских…
10.06.2016. ДИДАКТОГЕНИЯ
ДИДАКТОГЕНИЯ (от греч. didaktikos - поучительный, genos - происхождение) - вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное…
10.06.2016. ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП (от греч. dynamikos-сильный, подвижный, stereos-твердый, typos - отпечаток) - интегральная система привычных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой…
10.06.2016. ДИНАМИЧНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ДИНАМИЧНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (от греч. dynamis- сила) - свойство нервной системы, характеризующееся легкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов. Соотношение между…
10.06.2016. ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ
ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ (в психологии) (от лат. dispersio- рассеивание) - статистический метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов (признаков) на исследуемую (зависимую) переменную. Метод…