ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА ПСИХИКИ

ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА ПСИХИКИ - структурные или функциональные образования, выступающие в качестве минимальных, далее не разложимых частей целостной психики и сохраняющие основные свойства этого целого. Понятие "Е. а. п." употребляется в психологической науке в трех взаимосвязанных смыслах. Во-первых, как универсальная составляющая различных психических процессов. Во-вторых, как генетический (онтогенетический) источник психических процессов. В-третьих, как универсальное понятие при описании психических процессов. Анализ, основанный на выделении единиц, традиционно противопоставляется расчленению целого на элементы, к-рые не обладают основными свойствами целого и, напротив, проявляют свойства, к-рые в исходном целом не могут быть обнаружены (Л. С. Выготский). Выделяемые в ходе анализа психики единицы не следует абсолютизировать, поскольку их характер определяется конкретными задачами исследования. Так, в биологии выделение в качестве единиц анализа живой клетки или биологического вида позволило решить принципиально различные теоретические и прикладные задачи. Постановка вопроса о поиске универсальной Е. а. п., не зависящей от характера исследовательской задачи, не имеет под собой оснований. В современной науке сформулирована система требований к Е. а. п. Они должны иметь внутренне связанную структуру, в к-рой представлены свойства целого, способность к развитию и саморазвитию, к образованию открытого таксономического ряда и др. (В. П. Зинченко). На разных этапах развития психологической науки в функции Е. а. п. выступали: ощущение, представление и идея; рефлекс; структурное соотношение фигура - фон; поведенческий акт или навык; проба и проверка; схема; действие; операция (обратимое действие); эмоционально-подобное ощущение; функциональный блок; установка, образ, мотив, значение, отношение, диалог и т. д.

Другие записи

10.06.2016. ЖЕЛАНИЕ
ЖЕЛАНИЕ-отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Имея побуждающую силу, Ж. обостряет осознание цели будущего действия…
10.06.2016. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ - наибо лее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Оно часто употребляется как синоним понятий "время жизни" и "жизненный…
10.06.2016. ЗАБЫВАНИЕ
ЗАБЫВАНИЕ-процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. 3. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим…
10.06.2016. ЗАВИСТЬ
ЗАВИСТЬ - проявление мотивации достижения, при к-рой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и пр.) воспринимаются…
10.06.2016. ЗАДАТКИ
ЗАДАТКИ - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным…