ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ

ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ - увеличение вероятности припоминания, последних элементов расположенного в ряд материала па сравнению со средними элементами ряда (см. Эффект края). Изучается в контексте исследований памяти, процессов научения и социальной перцепции (Перцепция социальная). Установлено, что Э. н. зависит не от длины запоминаемого ряда и темпа его предъявления, а от характера деятельности, выполняемой непосредственно после предъявления ряда: если решается 'задача на обнаружение сигнала, то Э. н. сохраняется (Д. Рейтман), если же решается вербальная (например, арифметическая) задача, то Э. н. отсутствует (Л. и М. Петерсон). Э. н. связан с извлечением информации из кратковременной памяти (см. Память кратковременная). В случае отсутствия Э. н. на указанную информацию накладывается другая сходная информация, поступающая в хранилище кратковременной памяти. Как и эффект края, Э. н. не имеет однозначной интерпретации. В социальной психологии Э. н. (известный больше как эффект новизны) изучается при восприятии людьми друг друга и заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая, информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация (см. Эффект первичности).

Другие записи

10.06.2016. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ (от лат. effectivus-дающий определенный результат, действенный) - отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее…
10.06.2016. ЭФФЕКТОРЫ
ЭФФЕКТОРЫ - органы или системы органов, реагирующие (посредством нейрогуморальных механизмов) на действие внешних или внутренних раздражителей и выступающие в роли исполнительного звена рефлекторного…
10.06.2016. ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК)
ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК) - явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что…
10.06.2016. ЭФФЕКТ ОРЕОЛА
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА - распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления…
10.06.2016. ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ
ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ - более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами (см. Эффект края). Изучается в контексте исследований…