ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ (от лат. effectivus-дающий определенный результат, действенный) - отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Э. д. г. может быть определена только в том случае, если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на Э. д. г., исследователи, как правило, ограничивают число критериев, по к-рым проводится оценка эффективности. Выделяются два универсальных критерия: 1) продуктивность (чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство) и 2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и т. д.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта трудовой деятельности (см. Уровень притязаний) и возможностью их осуществления. Помимо этого критерия выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью к-рых пытаются учесть социальные и психологические аспекты Э. д. г. (например, всестороннее развитие личности, бескорыстное и добросовестное отношение к труду, общественно-политическая активность, сплоченность и уровень управляемости коллектива, ценностные ориентации и нормы, величина и состав группы, психологический климат в коллективе и т. д.). Сложность определения Э. д. г. по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Понятие Э. д. г. следует отличать от понятия "результативность". Если принимаемые для оценки эффективности критерии могут быть количественно измерены (например, по количеству произведенной продукции, или выполненному числу операций, или по усвоенному объему информации и т. п.), то можно говорить о результативности как синониме эффективности* Если же в качестве критериев добавляются психологические критерии, не поддающиеся количественному измерению, то понятие "результативность" не может применяться как синоним понятию "эффективность". Особую сложность представляет собой измерение эффективности деятельности учебных групп. Для них, как правило, выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (т. е. субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (т. е. количества усвоенной информации). В исследованиях встречаются и такие психологические критерии, как уровень мотивации к учебе, отношение к учебе, интеллектуальные способности обучаемых. Однако опыт коллективообразующих форм обучения (см. Коллективообразование) показывает, что в качестве главного психологического критерия эффективности обучения, целью к-рого является формирование высокоразвитой нравственной личности, должно выступать содействие каждого члена группы умственному, физическому и нравственному развитию друг друга (Л. А. Карпенко). А это возможно главным образом в условиях организованной совместной деятельности. В качестве признаков критерия содействия развитию друг друга в учебной группе выступают позитивная динамика общительности (или контактности), коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию, доброжелательность и взаимный интерес к нуждам, желаниям и эмоциональным состояниям друг друга. Исследования показывают, что если по этим критериям в результате обучения наблюдаются позитивные сдвиги, то примененный метод обучения обладает высокой психологической и социально-психологической эффективностью. Как правило, такой эффективностью обладают методы интенсивного обучения иностранным языкам, а также группы социально-психологического тренинга.

Другие записи

10.06.2016. ЭФФЕКТОРЫ
ЭФФЕКТОРЫ - органы или системы органов, реагирующие (посредством нейрогуморальных механизмов) на действие внешних или внутренних раздражителей и выступающие в роли исполнительного звена рефлекторного…
10.06.2016. ЭХОЛАЛИЯ
ЭХОЛАЛИЯ (от греч. echo-отражение звука, lalia - речь) - автоматическое повторение чужих слов, наблюдаемое при нек-рых психических заболеваниях (шизофрении, поражении лобных долей мозга и др.) у взрослых…
10.06.2016. ЭХОПРАКСИЯ
ЭХОПРАКСИЯ (от греч. echo-отзвук, praxia - действие) - подражательное, автоматическое повторение движений и действий других людей. Э. может проявляться в различных формах: чаще больной повторяет сравнительно…
10.06.2016. ЮНОСТЬ
ЮНОСТЬ - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (см. Зрелость). Хронологические границы Ю. определяются в психологии по-разному, наиболее…
10.06.2016. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. juris - право) - отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Под влиянием успехов экспериментальной…