ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ - концепция, согласно к-рой эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Прогнозирование вероятности достижения цели может осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности в результате поступления новой информации порождает положительные эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление максимизировать (т. е. усилить, продлить, повторить) первые из них и минимизировать (ослабить, прервать, ' предотвратить) вторые определяет регуляторные функции эмоций, их. роль в организации целенаправленного поведения. Э. и. т. была разработана в 1964 г. П. В. Симоновым на основе психофизиологических экспериментов. В 1984 г. Д. Прайс и Дж. Баррелл в результате количественной обработки ^данных психологических опытов подтвердили существование зависимости, к-рую они назвали "общим законом человеческих эмоций". Э. и. т. позволяет использовать объективно регистрируемые проявления эмоций (мимика, голос, изменения физиологических функций и электрической активности мозга) в качестве индикатора потребностей человека и степени их удовлетворения, уточнить классификацию этих потребностей, процесс их формирования и взаимодействия. Анализ многообразных эмоций человека с позиций Э. и. т. привел к выводу о существовании трех основных групп потребностей-витальных, социальных, идеальных (познания и творчества) и двух вспомогательных, к числу к-рых относятся потребность в компетентности (вооруженности знаниями, и умениями) и потребность в преодолении препятствий на пути к цели, именуемая обычно волей. Среди социальных различаются потребности "для себя", осознаваемые субъектом как права, и потребности "для других", осознаваемые в качестве обязанностей. В ходе экспериментальной разработки Э. и. т. выявлены структуры головного мозга, преимущественно связанные с мотивационными и информационными факторами генеза эмоциональных состояний, проанализированы закономерности и механизмы возникновения эмоционального стресса, его роль в формировании невротических и психосоматических заболеваний. Э. и. т. позволила предложить методы объективной диагностики степени эмоционального напряжения у человека, выполняющего ответственную операторскую деятельность (летчик, диспетчер аэропорта, космонавт и т. п.), и меры профилактики этого напряжения.

Другие записи

10.06.2016. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты Э. отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта.…
10.06.2016. ЭМПАТИЯ
ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Термин "Э." введен в психологию Э. Титченером, обобщившим…
10.06.2016. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. empeiria - опыт) - термин, введенный немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, к-рая описывает и изучает конкретные явления психической…
10.06.2016. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ (от греч. episteme-знание, logos - учение, genos - происхождение) - направление в исследованиях мышления, разработанное Ж. Пиаже и его школой (см. Женевская школа генетической…
10.06.2016. ЭПИФЕНОМЕНАЛИЗМ
ЭПИФЕНОМЕНАЛИЗМ (от греч. epi - над и phainomenon - феномен, явление) - учение, согласно к-рому психика не играет активной роли в жизни и деятельности человека и является лишь избыточным продуктом…