ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ (от греч ethnos - племя, народ) - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Создание специальной дисциплины, идеалистической по своим основаниям, - "психологии народов" было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, к-рые трактовали "народный дух" как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание;
содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В начале XX в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в "психологии народов" В. Вундта. В дальнейшем в США Э. практически отождествляется с неофрейдистской теорией (см. Неофрейдизм), пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой "базовой", или "модальной", личности, к-рая в свою очередь ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современная Э. не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений: 1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т. д., к-рые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии; 2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентации народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п.; 3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т. д.; 4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы к-рых ближе всего к социологии и детской психологии (И. С. Кон). Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями Э. всегда существуют определенные расхождения. Абстрактные, необоснованные заключения многих представителей зарубежной Э. о психологических особенностях народов вредны и могут оскорбить национальные чувства. Для психологов острой проблемой является надежность тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования этнических общностей. Разработка Э., особенно ее социально-психологических аспектов, имеет важное значение для интернационального воспитания трудящихся. В современных условиях особое внимание в Э. уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах (Л. М. Дробижева).


Другие записи

10.06.2016. ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ
ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ - увеличение вероятности припоминания, последних элементов расположенного в ряд материала па сравнению со средними элементами ряда (см. Эффект края). Изучается в контексте исследований…
10.06.2016. ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК)
ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК) - явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что…
10.06.2016. ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ (греч. ethos - нрав, характер; манера вести себя и logos - учение) - наука о "биологии поведения", об общебиологических основах и закономерностях поведения животных. Понятие и основные принципы…
10.06.2016. ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА (от англ. boomerang - метательное оружие, возвращающееся к владельцу) - наблюдающийся главным образом в психологии пропаганды и педагогической психологии эффект, заключающийся в том,…
10.06.2016. ЭФФЕКТ КРАЯ
ЭФФЕКТ КРАЯ - явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Установлен немецким…