ГРУППООБРАЗОВАНИЕ

ГРУППООБРАЗОВАНИЕ - превращение в процессе совместной деятельности реальной и первоначально диффузной человеческой общности (см. Группа диффузная) в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц, представляющее собой группу определенного уровня развития (см. Уровень группового развития). Разновидностью Г. является коллективообразование, т. е. превращение группы в коллектив, когда она проходит в своем развитии ряд стадий, характеризующихся не только временем существования группы, количеством коммуникаций, отношениями власти и подчинения, количеством социометрических выборов (см. Социометрия) и т. д., но и определенными феноменами межличностных отношений (ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, межличностных выборов мотивация, референтность и т. д.), к-рые возникают на основе совместной социально ценной и личностно значимой для всех членов группы деятельности. По степени опосредст-вования межличностных отношений в группе целями, ценностями, организацией и содержанием совместной деятельности, а также по степени социальной желательности этой деятельности или самих отношений можно судить об уровне развития группы. Стадии, к-рые проходит группа в процессе Г., типологически объединяются в пять позиций: 1) диффузные группы, представляющие собой общности, в к-рых люди только соприсутствуют (например, пассажиры в автобусе, экскурсия, слушатели курсов в первый день занятий и т. д.) и в к-рых отсутствие опосредова-ния межличностных отношений обусловлено отсутствием совместной деятельности; 2) просоциальные ассоциации (например, дружеские компании), к-рые могут стать группой высокого уровня развития, если их объединит социально значимая совместная деятельность;
3) группы и коллективы, межличностные отношения в к-рых опосредствованы социально ценной деятельностью; 4) асоциальные ассоциации (например, группа агрессивно настроенных подростков), в к-рых опосредование межличностных отношений какой-либо деятельностью при максимально асоциальных опосредствующих факторах минимальна; 5) асоциальные корпорации (например, ^афия или банда), в к-рых присутствует антисоциальная деятельность, опосредствующая все межличностные отношения, основанные на страхе, подавлении и унижении. Как правило, в коллективах и группах высокого уровня развития процесс Г. сопровождается позитивным результатом соотношения между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом, тогда как в группах низкого уровня развития этот результат может быть отрицательным.

Другие записи

10.06.2016. ГУМАННОСТЬ
ГУМАННОСТЬ (от лат. huma-nus - человечный) - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок, личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), к-рая представлена…
10.06.2016. ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ
ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ-внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые субъектом на основе имеющейся у него потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого…
10.06.2016. ДВИЖЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ
ДВИЖЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ-импульсивные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Д. н. могут носить адаптивный характер (например, мигание, отдергивание руки при воздействии…
10.06.2016. ДЕДУКЦИЯ
ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio -выведение) - движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок. Д. тесно связана с индукцией. Логика рассматривает Д. как вид умозаключения.…
10.06.2016. ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ-единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. В советской пси- -хологии представления о Д. как специфической единице…