ГУМАННОСТЬ

ГУМАННОСТЬ (от лат. huma-nus - человечный) - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок, личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), к-рая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадо-вания и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Понятие "Г." как социальной установки, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с .изучением так называемого "помогающего поведения" и др. Понятие "Г." снимает противопоставление "альтруизм - эгоизм", предполагающее либо унижающую жертвенность, либо корыстное себялюбие. В своей развитой форме Г. субъекта выступает в группах высокого развития (см. Уровень группового развития), где она является способом существования межличностных отношений, при к-рых каждый член коллектива относится к другому, как к себе самому, и к себе, как к другому, исходя из целей и задач совместной деятельности. В коллективе каждой личности обеспечено не только должное уважение, но и высокая требовательность. Эмпирическим воплощением Г. является идентификация коллективистская. Формирование Г. в онтогенезе связано с развитием самосознания ребенка, выделением себя из социального окружения. Исследования показали, что огромное зна" чение в становлении Г. ребенка принадлежит совместной деятельности, предполагающей реальное сотрудничество ребенка сначала со взрослым, затем со сверстником. Совместная деятельность создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в игре и общении формирует у ребенка гуманное отношение к значимым другим, от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (таких, как сострадание неблагополучию и сорадование успехам) он переходит к опосредствованным моральными нормами актам соучастия в совместной деятельности. Изучение закономерностей становления и развития Г. как характеристики личности, а также механизмов ее функционирования является важной задачей нравственного воспитания человека, формирования всесторонне развитой личности

Другие записи

10.06.2016. ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ
ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ-внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые субъектом на основе имеющейся у него потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого…
10.06.2016. ДВИЖЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ
ДВИЖЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ-импульсивные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Д. н. могут носить адаптивный характер (например, мигание, отдергивание руки при воздействии…
10.06.2016. ДЕДУКЦИЯ
ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio -выведение) - движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок. Д. тесно связана с индукцией. Логика рассматривает Д. как вид умозаключения.…
10.06.2016. ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ-единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. В советской пси- -хологии представления о Д. как специфической единице…
10.06.2016. ДЕЛИНКВЕНТ
ДЕЛИНКВЕНТ (от лат. delinquens-правонарушитель) - субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.