ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от лат identificare - отождествлять) - 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом значении термин "И." используется в психологии познавательных процессов (см. Общая психология), а также в инженерной и юридической психологии, где И. понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия. Благодаря процессу И. происходит распознавание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и т. д. В том случае, когда объектом И. является человек, И. выступает как процесс опознания того качества, на основании к-рого личность может быть отнесена к какому-либо классу, типу (напр., И. преступника), или же на основании к-рого она может быть признана целостной и идентичной самой себе. Во втором значении И. в самом общем виде это - эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого (см. Бессознательное) отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Понятие "И." было введено 3. Фрейдом сначала для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее - для анализа сновидений и нек-рых процессов, посредством к-рых маленький ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует "сверх-Я", принимает женскую или мужскую роль и пр. Фрейдом было выделено несколько типов И. В младенчестве возникает первичная И., к-рая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта "тотальная за-хваченность объектом" уступает место вторичной И., играющей роль защитного механизма (см. Защищенность психологическая), благодаря к-рому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения нек-рых аспектов его поведения в собственные действия. Согласно Фрейду, эта форма И. является предысторией Эдипова комплекса, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует нек-рые особенности его поведения. Эта парциальная И. носит амбивалентный характер и может проявляться как в отношении любимого лица, так и лиц, к-рых ненавидят или к-рым завидуют (см. Зависть). Особое значение этот тип И. приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, для развития совести. Применительно к взрослому субъекту И. в концепции Фрейда связывалась с невротическим симптомом, при к-ром у субъекта из-за желания оказаться в положении объекта, возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для Фрейда механизм И. обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, вчувствование, приобретая в нек-рых случаях свойство "психической инфекции", столь характерной для толпы. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие И. выступило в качестве центрального механизма формирования способности "Я"-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием к-рой является переживание своей тождественности с объектом. Понятие "И." получило широкое распространение за рамками психоанализа, в частности в социальной психологии (Л. Бандура, Т. Парсонс и др.). И. рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок (см. Аттитюд) и т. д. (Ч. Кули, Дж. Мид). В современной психологии понятие "И." охватывает три пересекающиеся области психической реальности. Во-первых, И.- это процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. Во-вторых, И.- это представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (см.„ Проекция), наделение его своими чертами, чувствами, желаниями (например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов). В-третьих, И.-это меанизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и приводит к усвоению его личностных смыслов. Этот тип И. позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает содействующее поведение (см. Альтруизм, Гуманность, Эмпатия, Коллективизм).

Другие записи

10.06.2016. ИДЕНТИЧНОСТЬ
ИДЕНТИЧНОСТЬ - психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя…
10.06.2016. ИДЕНТИЧНОСТЬ психосоциальная
ИДЕНТИЧНОСТЬ психосоциальная - совокупность базовых психол., социально-истор. и экзистенциальных характеристик личности в неопсихоаналитич. концепции Э.Г. Эриксона. Под И.п. личности Эриксон понимает…
10.06.2016. ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ
ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ (от греч. idea - идея, образ, лат. motor - приводящий в движение и actus - движение, действие) - переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря,…
10.06.2016. ИЗМЕНЕННАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ
ИЗМЕНЕННАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ - специфическое реагирование организма при резко измененных (непривычных) условиях существования (см. Сенсорная депривация). Наиболее отчетливо проявляется при воздействии невесомости,…
10.06.2016. ИЗМЕРЕНИЕ (в психологии)
ИЗМЕРЕНИЕ (в психологии) - выявление количественных характеристик изучаемых психических явлений. И. вводится на рубеже XIX-XX вв. как следствие общего для всех экспериментальных наук стремления к использованию математических…