ИГРА

ИГРА - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение к-рым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста И. является ведущим типом деятельности. И. называют и некоторые формы жизнедеятельности животных. И. изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике (см. Игра деловая) и в других науках. Попытку систематического изучения И. первым предпринял в конце XIX в. немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в И. происходит предупражнение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование ("теория предупражнения"). Немецкий психолог К. Бюлер определял И. как деятельность, совершаемую ради получения "функционального удовольствия". Фрейдисты видят в И. выражение глубинных инстинктов или влечений. Все эти трактовки И. страдают биологизаторским подходом. Материалистический взгляд на И. сформулировал Г. В. Плеханов, указавший на ее возникновение из труда. В советской психологии тео^ рию И., исходящую из признания ее социальной природы, разрабатывали Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. Связывая И. с ориентировочной деятельностью, Д. Б. Эльконин определяет И. как деятельность, в к-рой складывается и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания И. являются быстро меняющиеся ситуации, в к-рых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В структуру И. детей входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими. Единицей И. и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. Сюжетом И. предстает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием И. выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В И. происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особенностью И. является ее двупланность, присущая и драматическому искусству, элементы к-рого сохраняются в любой коллективной И. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление к-рой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект И.

Другие записи

10.06.2016. ИГРА ДЕЛОВАЯ
ИГРА ДЕЛОВАЯ - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение И. д. представляет собой…
10.06.2016. ИГРЫ ЖИВОТНЫХ
ИГРЫ ЖИВОТНЫХ - комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно молодых животных) , не имеющих утилитарного значения (действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение животных,…
10.06.2016. ИДЕАЛЬНОЕ
ИДЕАЛЬНОЕ (от греч. idea - идея, образ) - особый способ бытия объекта, его представленно-сти (активного отражения) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. "...Идеальное есть не что иное, как…
10.06.2016. ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от лат identificare - отождествлять) - 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом значении термин "И." используется в психологии…
10.06.2016. ИДЕНТИЧНОСТЬ
ИДЕНТИЧНОСТЬ - психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя…