ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (от лат intelligens - понимающий, мыслящий) - совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, к-рые считаются носителями культуры. Первоначально И.- производное от понятия "интеллигенция", означающего условную группу, объединяющую представителей т. наз. "свободных профессий" (ученых, художников, писателей и др.). К числу осн. признаков И. относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств: обостренное чувство социальной справедливости;
приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей;
следование велениям совести, а не внешним императивам; тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; способность к состраданию; идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий "интеллигенция" и "И.". Под первым стали понимать социальную роль, под вторым - особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь нек-рым сословиям и профессиям, с течением времени стали характерными и для представителей др. слоев общества. И. обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Однако эта черта имиджа И. не является ее необходимым и тем более достаточным атрибутом. И. может быть присуща любому члену общества. В настоящее время закрепленность признаков И. за представителями к.-л. классов, "прослоек", профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов является не более чем стереотипом обыденного сознания. В сталинский и послесталинский период советской истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как "прослойки" между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому И. фактически не выступала в качестве социально желаемого качества и образца для подражания. В период господства командно-административной системы при показном расположении к интеллигенции последняя неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата государства, видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития. Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный И. интернационализм, презрение к проявлениям шовинизма вступает в противоречие с негативным отношением к развитию национального самосознания. Ориентация носителей И. на общечеловеческие ценности в корне противоположна стереотипам антагонизма и вражды. В настоящее время, в связи с перестройкой всех сфер общественной жизни, начинают складываться объективные возможности для превращения И. в общезначимую ценность, для осознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества.

Другие записи

10.06.2016. ИНТЕНЦИЯ
ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio - стремление) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.
10.06.2016. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (от англ. interaction - взаимодействие) - направление в современной западной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социалья1"1м…
10.06.2016. ИНТЕРВЬЮ (в психологии)
ИНТЕРВЬЮ (в психологии) (от англ. interview - беседа, встреча) - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В истории И. можно выделить три основных этапа развития:…
10.06.2016. ИНТЕРЕС
ИНТЕРЕС - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более…
10.06.2016. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат in terior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие И. было введено французскими…