ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (ПРОАКТИВНАЯ, РЕТРОАКТИВНАЯ, СЕЛЕКТИВНАЯ)

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (от лат. in ter - между, ferens (ferentis) - несущий) - ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с к-рым оперирует субъект. И. изучается в контексте исследований памяти, процессов научения (в связи с проблемой навыка}. В зависимости от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала различают ретроактивную И. и проактивную И. В зависимости от характера интерферирующего материала выделяют вербальную И., моторно-акустическую И., зрительную И. и т. д. В экспериментах интерферирующее влияние одного материала на другой выявляется либо в уменьшении объема и ухудшении качества воспроизводимого материала, либо в увеличении времени, необходимого для решения задачи, как это имеет место при селективной Я. Понятие об И. лежит в основе ряда психологических теорий забывания. Наиболее распространенная точка зрения объясняет И. исходя из рефлекторной теории И. П. Павлова. Согласно французскому психологу М. Фуко (1928), интерферирующее воздействие материала на ответы вызывается прогрессивным (для проактивной И.) или регрессивным (для ретроактивной И.) внутренним торможением.


ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ПРОАКТИВНАЯ (от лат. pro-раньше, activus - действующий) - явление мнемической деятельности, заключающееся в ухудшении сохранения заучиваемого материала под влиянием предварительно заученного (интерферирующего) материала (см. Интерференция}. И. п. увеличивается при возрастании степени заучивания интерферирующего материала и увеличении его объема, а также по мере нарастания степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала. Экспериментально И. п. обнаруживается при сравнении результатов воспроизведения (или повторного заучивания) контрольной и экспериментальной групп.
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ РЕТРОАКТИВНАЯ (от лат. retro - назад, activus - действующий) - ухудшение сохранения заученного материала, вызванное заучиванием или оперированием с последующим (интерферирующим) материалом (см. Интерференция}. Установлено, что относительная величина И. р. уменьшается по мере достижения устойчивого критерия усвоения первоначального материала. И. р. возрастает но мере увеличения сходства заученного и интерферирующего материала и достигает максимума при их совпадении. С ростом объема запоминаемого материала при неизменном объеме последующего И. р. постепенно уменьшается, а при неизменном объеме запоминаемого материала и росте объема последующего И. р. увеличивается. Определение И. р. осуществляется так же, как и в случае проактивной интерференции: сравниваются результаты воспроизведения (или повторного заучивания) в экспериментальных и контрольных группах.
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СЕЛЕКТИВНАЯ (от лат. selectio - выбор) - явление мнемической (см. Память) деятельности, выражающееся в задержке ответа на вопрос в результате непроизвольного влияния на него значения слова (см. Интерференция}. И. с. наглядно выступает при решении задачи называния цвета букв некоторого слова, особенно если это слово представляет собой название цвета. Аналогичные эффекты проявляются во многих других случаях: например, если нужно ответить, высоким или низким голосом произносится слово "низкий" или "высокий"; если нужно назвать изображение объекта, на к-ром написано название этого или другого объекта, и т. п. Явление И. с. используется при исследовании процессов понимания.

Другие записи

10.06.2016. ИНТУИЦИЯ
ИНТУИЦИЯ (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат "непосредственного усмотрения".…
10.06.2016. ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ
ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ (от лат. infantilis - младенческий, детский) - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, к-рому свойствен И. (инфантил), при…
10.06.2016. ИНФОРМАНТ
ИНФОРМАНТ (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - субъект, включенный в эксперимент и информирующий экспериментатора (непосредственно или опосредствованно - через письменный ответ) об особенностях…
10.06.2016. ИНФОРМАТИКА
ИНФОРМАТИКА - 1) наука. изучающая процессы передачи и обработки информации; 2) совокупность отраслей народного хозяйства, занимающихся процессами сбора, преобразования и потребления информации; 3) сфера…
10.06.2016. ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (в эргономике)
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (в эргономике) - организованная по определенным правилам совокупность информации об объекте управления, самом техническом устройстве и внешней среде. И. м. необходимы в ситуациях,…