КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЕ

КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЕ (от лат. collectivus - собирательный) - стадия группообразования, означающая переход группы в процессе совместной социально ценной деятельности от низкого к более высокому уровню развития и в конечном итоге к коллективу. Процессы К. при этом сопровождаются рядом социально-психологических феноменов: повышением сплоченности и единства коллектива (см. Ценностно-ориентационное единство; Предметно-ценностное единство) , формированием коллективистских норм поведения и взаимоотношений, проявлением коллективистской идентификации и одновременно коллективистского самоопределения и т. п. (см. Коллектив). Процессы К. можно наблюдать в учебных группах, где используются коллективообразующие формы обучения (например, при обучении иностранным языкам интенсивным методом или при обучении в группах социально-психологического тренинга). Эти формы обучения опираются на особые коллективообразующие эффекты, вызывающие активизирующее влияние группы на своих членов (см. Фасилитация социальная), что стимулирует развитие коллективистских качеств у членов группы (см. Коллективизм). Исследования показали, что причина активизирующего влияния группы на своих членов в условиях совместной коллективообразующей деятельности заключается в "движении мотива" (как предметно направленной активности определенной силы) от одного субъекта к другому (Л. А. Карпенко). В процессах взаимодействия или общения один субъект как бы "транслирует" свою активность другому, возбуждая его встречную активность, при этом второй может преобразовать смысловой и (или) эмоционально-оценочный аспект воспринятого мотива и "транслировать" его третьему субъекту (или возвратить первому, если это диалог) . Идея движения мотива в совместно действующей группе позволяет понять механизм усвоения индивидом социокультурного опыта, т. е. механизм интериоризации-экстериоризации. Если при обучении созданы условия для движения мотива, то К. и усвоение социального опыта идут максимально эффективно.

Другие записи

10.06.2016. КОММУНИКАЦИЯ
КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных…
10.06.2016. КОММУНИКАЦИЯ У ЖИВОТНЫХ
КОММУНИКАЦИЯ У ЖИВОТНЫХ-передача информации от одной особи к другой ("язык животных"). К. у ж. (в отличие от человека) - закрытая врожденная система сигналов (звуков, выра зительных поз и телодвижении,…
10.06.2016. КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (от лат. corn pensatio - уравновешивание, уравнивание) - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично…
10.06.2016. КОМПЛЕКС
КОМПЛЕКС (от лат. complexus - связь, сочетание) - соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов (см. Системности принцип в психологии). В этом смысле понятие "К."…
10.06.2016. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, к-рый заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. К. н. был открыт…