КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление марксистски ориентированной психологии, возникшее на рубеже 60-70-х гг. XX в. Ведущие представители - К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер, К. X. Браун и др. Одним из основных психологических источников концепции К. п. является теория деятельности А. Н. Леонтьева. Особое место в К. п. занимают исследования социогенеза (развитие психики в конкретных типах общества) и онто- и актуалгенезов психического (изучение представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и т. п.). Концепция К. п. не представляет собой умозрительную конструкцию, но вырастает из практики (включая собственные эмпирические исследования, а также общественно-политическую практику классовой борьбы и т. п.) и "врастает" в нее (на основе оригинальной теории развития личности вырабатываются соответствующие педагогические и психотерапевтические рекомендации). Одно из основных понятий К. п.- "способность к действию", под к-рой понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать свои собственные условия жизни и распоряжаться ими, т. е. способность стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности (определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе): 1) ограниченное развитие, когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства психологической защиты от неудовлетворенности, дискомфорта и т. п.; 2) полное развитие, когда индивид осознает свои собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая при этом свои "сущностные силы". Все психические процессы рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области мышления указанная выше дилемма выражается в дихотомии "толкования" (обыденное мышление со свойственными ему фетишизмом, упрощениями, персонификациями и т. п.) и "понимания" (проникновение в сущность вещей); в области восприятия-в противоположении "неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия". Ограниченным развитием способности к действию объясняются в К. п. нек-рые отрицательные эмоциональные процессы (страх, тревожность) и т. п. Задачей педагогики и психокоррекционной работы является воспитание такой личности, к-рая могла бы мыслить и действовать самостоятельно, что предполагает активное ее участие в общественной жизни вплоть до противодействия господствующим общественным отношениям (если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов) и борьбы за их уничтожение.

Другие записи

10.06.2016. ЛАБИЛЬНОСТЬ
ЛАБИЛЬНОСТЬ (от лат. labilis - скользящий, неустойчивый) - максимальное число импульсов, к-рое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений. Термин предложен…
10.06.2016. ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. laborare - работать, experimentum - опыт) - разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий…
10.06.2016. ЛЖИВОСТЬ
ЛЖИВОСТЬ - индивидуально-психологическая особенность, выражающаяся в сознательном искажении действительного положения вещей, стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях. Л. противоречит общечеловеческим…
10.06.2016. ЛИБИДО
ЛИБИДО - одно из ключевых понятий психоанализа. Исходно обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию: использовалось как синоним сексуального влечения (3. Фрейд}.…
10.06.2016. ЛИДЕР
ЛИДЕР (от англ. leader - ведущий) - член группы, за к-рым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную…