КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера К. в. относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития (Э. Эриксон). К. в. могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания. В детском возрасте обычно выделяют "кризис первого года жизни", "кризис трех лет", "кризис 6-7 лет" и "подростковый кризис" (10-11 лет). Указанные хронологические границы К. в. достаточно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и других параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Для периодов К. в. в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при к-ром учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение "социальной ситуации развития", смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Ле-онтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные К. в. негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании. Непреходящее позитивное значение К. в. для процесса формирования личности не могут умалить конфликтность и трудновоспитуемость ребенка в эти периоды. Значительно менее изучены К. в. зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.

Другие записи

10.06.2016. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. criminalis - преступный) - область юридической психологии. К. п. изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования,…
10.06.2016. КРИТЕРИИ СТАТИСТИЧЕСКИЕ
КРИТЕРИИ СТАТИСТИЧЕСКИЕ (греч. kriterion-средство убеждения, мерило) - показатели, сочетающие в себе методы расчета, теоретическую модель распределения и правила принятия решения о правдоподобности…
10.06.2016. КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление марксистски ориентированной психологии, возникшее на рубеже 60-70-х гг. XX в. Ведущие представители - К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер,…
10.06.2016. ЛАБИЛЬНОСТЬ
ЛАБИЛЬНОСТЬ (от лат. labilis - скользящий, неустойчивый) - максимальное число импульсов, к-рое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений. Термин предложен…
10.06.2016. ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. laborare - работать, experimentum - опыт) - разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий…