МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) М. и. л. Дифференциация М. и. л. по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются М. и. л.: 1) как индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3) как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении М. и. л. Субъектная ориентация представлена проективными (см. Тесты проективные) и психосемантическими методиками (см. Метод семантического дифференциала; Метод семантического радикала), направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания - смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками (см. Опросники личностные), шкалами межличностного восприятия (см. Восприятие межличностное), приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентации достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения формирующейся личности (см. Методы психогенетики), методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности (см. Активность надситуативная), уровня притязаний и т. д.). В советской психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений - индивидуально-типическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в к-рой интегрирована личность. В связи с этим (второй аспект) используются социально-психологические методы исследования личности в группах и коллективах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.). В третьем аспекте построения и использования М. и. л. личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях - персонализация) и т. п. В рамках указанной ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т. п.).

Другие записи

10.06.2016. МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ
МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ (от греч. psyche-душа, genos- происхождение) - методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Наиболее…
10.06.2016. МЕТОДЫ ЗООПСИХОЛОГИИ
МЕТОДЫ ЗООПСИХОЛОГИИ (от греч. zoon-животное) - способы изучения поведения животных, включающие наблюдение и эксперимент. Наблюдения за ^ естественным поведением животных " в местах их обитания дополняются…
10.06.2016. МИКРОСТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД
МИКРОСТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД (от греч. mikros - малый и лат. structura - строение, расположение) - одно из теоретико-экспериментальных направлений современной советской психологии. Задача М. п. - изучение координации…
10.06.2016. МИННЕСОТСКИЙ МНОГОФАЗНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (ММРI)
МИННЕСОТСКИЙ МНОГОФАЗНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (ММРI) - метод пси ходиагностического исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности, относящийся к категории личностных опросников…
10.06.2016. МИРОВОЗЗРЕНИЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные…