МОТИВ

МОТИВ (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (см. Мотивация); 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради к-рого она осуществляется;
3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций М. в регуляции поведения субъекта; побудительная и направляющая функции М. (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория "поля" /С. Левина (см. Топологическая психология), этоло-гия), детерминация поведения человека неосознаваемыми М. (психоанализ), иерархия М. (психоанализ, "гуманистическая психология" и др.), стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики М. Недостатком этих исследований является" отрыв от контекста деятельности человека и его сознания. В советской психологии в качестве общего механизма возникновения М. рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в М., "предметы потребностей" (А. Н. Леонтьев). Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие М. происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве М., дан от природы и жестко ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных инстинктивных форм деятельностей. У человека же источником развития М. является не имеющий границ процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных М. в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, к-рые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими М. Эти М. выполняют функцию смыслообра-зования, т. е. придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования осуществляется М. не непосредственно, а через механизм "эмоциональной коррекции" поведения (А. В. Запорожец): эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла М. изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика М. в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и появлению новых М. деятельности. Изучение мотивационно-смысловой сферы составляет центральную проблему психологии личности, ее исторического и онтогенетического развития.

Другие записи

10.06.2016. МОТИВАЦИЯ
МОТИВАЦИЯ - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин "М.", взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы…
10.06.2016. МОТИВИРОВКА
МОТИВИРОВКА - рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы (см. Группа референтная) обстоятельства, побудившие к выбору…
10.06.2016. МУЖЕСТВО
МУЖЕСТВО - личностное качество, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха…
10.06.2016. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. М. п. исследует проблемы процессов формирования,. развития…
10.06.2016. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, к к-рым относится природная слуховая чувствительность, обусловливающая анализ естественных, речевых или музыкальных звуков;…