МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, к к-рым относится природная слуховая чувствительность, обусловливающая анализ естественных, речевых или музыкальных звуков; развившееся в процессе труда и социального общения субъективное отношение к речевым и музыкальным интонациям, выраженное в виде эмоциональной реакции. В своем развитии М. с. образуют систему со сложными динамическими связями между отдельными способностями. В структуре музыкальных способностей выделяют общие и специальные способности. Б. М. Теплое к основным М. с., необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство - способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные; музыкально-слуховые представления - способность прослушивать "в уме" ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания. К общим М. с. относятся музыкальная память и психомоторные способности. Музыкальная память (усвоение знаний, умений и навыков) способствует накоплению музыкальных впечатлений и слухового опыта, существенно влияющих на формирование М. с., а также на психическую деятельность слушателя, исполнителя, композитора и педагога. Органически включенная в профессиональную деятельность, она обусловливает способ музыкального мышления - вокальный, инструментальный (скрипичный, фортепианный и т. д.). Психомоторные способности музыканта проявляются в возможности передать свое понимание содержания музыкального произведения при его исполнении и выражаются в мастерстве, виртуозности. Специфическим синтезом способностей и доминирующим показателем музыкально одаренной личности является музыкальность, основу к-рой составляет эмоциональная отзывчивость на музыку (Б. М. Теплов). Музыкальность как реактивное качество личности мало поддается развитию. Вместе с тем имеются факты, свидетельствующие о расцвете музыкальности в результате обучения, удачно найденного репертуара, успешной исполнительской деятельности.

Другие записи

10.06.2016. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ - социально детерминированная и формирующаяся в процессе развития человека способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений…
10.06.2016. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - метод использования музыки для лечения больных с расстройствами нервной системы. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные…
10.06.2016. МЫСЛЬ
МЫСЛЬ - основная единица, "клеточка" мышления. В М. находит выражение процесс понимания окружающего мира, других людей и самого себя. В основе М, лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений,…
10.06.2016. МЫШЕЧНОЕ ЧУВСТВО
МЫШЕЧНОЕ ЧУВСТВО-комплекс ощущений, возникающих благодаря работе мышечной системы организма. Понятие о М. ч. введено И. М. Сеченовым, к-рый трактовал его как особую форму познания пространственно-временных отношений…
10.06.2016. МЫШЛЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ- процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. М. является предметом комплексных, междисциплинарных исследований.…