МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ - социально детерминированная и формирующаяся в процессе развития человека способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений и воспроизводить их. М. с. - это сложная многосоставная система, выполняющая познавательную и творческую функции. Многокомпонент-ность музыкально-слуховой системы обусловлена составом музыкальных звуков, сложностью строения, структуры и содержания музыкальных произведений, многообразием средств художественной выразительности. В зависимости от целей и задач музыкальной деятельности выделяются следующие уровни и виды М. с.: на сенсорном уровне - абсолютный и бинауральный; на перцептивном уровне- звуковысотный, тембровый и динамический; на эмоционально-семантическом уровне - мелодический, гармонический и полифонический; на интегрально-семантическом - чувство формы и архитектонический М. с. Особое место занимает абсолютный слух-локализованная реакция на высоту звука, к-рая осуществляется на уровне ощущения. Психологическая природа абсолютного слуха проявляется в запечатлении абсолютной высоты звука как индивидуализированного, присущего каждому звуку качества вне зависимости от его интервальных отношений с другими звуками. Это, а также довольно редкое проявление абсолютного слуха среди профессиональных музыкантов дают .основание считать абсолютный слух врожденным качеством. Оно подтверждается ранним его проявлением с момента ознакомления ребенка с названиями звуков, что позволяет взрослым фиксировать его наличие. Врожденность абсолютного слуха доказывается также безуспешными попытками его воспитания {М. Майер, В. Келер, Е. Мальцева), его устойчивостью на протяжении жизни музыканта, у к-рого он обнаружился. Истинный абсолютный слух - это способность называть звуки или воспроизводить их без сравнения с каким-либо звучащим или запечатленным эталоном. В отличие от истинного псевдоабсолютный М. с. развивается благодаря постоянному запечатлению высоты звуков какого-то одного преобладающего тембра в результате длительной интенсивной музыкальной деятельности (при наличии определенных природных предпосылок). Псевдоабсолютный слух отличается большей зависимостью от тембровых и ранее усвоенных моторных ощущений, от воспроизведения высоты звука голосом или на музыкальном инструменте. В музыкальной деятельности. большее значение придается относительному М. с., в состав к-рого входят ладовое чувство и музыкально-слуховые представления; их слабое развитие не может быть восполнено наличием абсолютного слуха.

Другие записи

10.06.2016. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - метод использования музыки для лечения больных с расстройствами нервной системы. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные…
10.06.2016. МЫСЛЬ
МЫСЛЬ - основная единица, "клеточка" мышления. В М. находит выражение процесс понимания окружающего мира, других людей и самого себя. В основе М, лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений,…
10.06.2016. МЫШЕЧНОЕ ЧУВСТВО
МЫШЕЧНОЕ ЧУВСТВО-комплекс ощущений, возникающих благодаря работе мышечной системы организма. Понятие о М. ч. введено И. М. Сеченовым, к-рый трактовал его как особую форму познания пространственно-временных отношений…
10.06.2016. МЫШЛЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ- процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. М. является предметом комплексных, междисциплинарных исследований.…
10.06.2016. МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ - процесс психического отражения окружающего мира, присущий высшим позвоночным животным (особенно приматам). Характеризуется способностью к активному улавливанию и установлению связей…