МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ- процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. М. является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. В философии изучается соотношение материи и М., возможности и пути познания мира с помощью М. Основные формы М. (понятие, суждение, умозаключение) рассматриваются формальной логикой. Социологический аспект исследований М. характеризуется анализом процесса его исторического развития в зависимости от социальной структуры различных обществ. Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью к-рых реализуются акты М. Кибернетика рассматривает М. как информационный процесс, фиксируя общее и различное в работе ЭВМ и в мыслительной деятельности человека. Психология изучает М. как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности М. действительности. Различают следующие виды М.: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяют также М. теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. М., как и другие психические явления, изучается в психологии объективными методами. При этом широко применяются все основные методы сбора эмпирического материала: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности. М. часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, к-рые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. М. человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий. Исследования целеобразования составляют важный раздел психологии М. и личности. Изучаются превращение полученного извне требования в реальную цель, выбор одного из имеющихся требований, соотношение произвольного и непроизвольного целеобразования, временная динамика целеобразования, преобразование неосознанных предвосхищений в осознанные цели, выделение промежуточных целей. В контексте проблематики совместной деятельности и общения М. изучается в структуре межличностных отношений. М. выступает как интерпретация реакций и движений другого человека, как трактовка результатов предметных действий человека и деятельности в целом, как понимание речевой продукции (устной и письменной) другого человека. Межличностное познание включает в себя формирование представлений об образе мыслей другого человека, стиле его мышления, о том, что он думает о субъекте М., и о том, что он думает по поводу того, что субъект думает о нем самом, и т. д. (см. Рефлексия). М. включено и в структуру воздействия на другого человека как в условиях кооперации, так и в условиях конфликта. В ходе общения результаты мыслительной деятельности одного человека (знания) передаются другому. Знания (обобщения) могут относиться к предметному миру или к самому процессу решения задач (общие методы решения). Сама мыслительная деятельность может выступать как совместная, коллективная. Общение необходимо предполагает обобщение. М. является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру к-рого входит понимание себя как субъекта М., дифференциация "своих" и "чужих" мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. Развитие М. изучается в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Элементарное М. возникает уже у животных и обеспечивает динамическую, или оперативную, адаптацию организма к требованиям окружающей среды, возникающим при решении животным конкретной задачи. В сложном поведении выделяется особое звено - поиск объекта потребности. Тип поискового поведения определяется степенью специализированности поиска (ограниченности его определенным кругом объектов, на к-рые направлен этот поиск) , способами, используемыми при организации поиска. Активность живого существа, выражающаяся в поиске объекта потребности, к-рый отсутствует в наличной ситуации,- наиболее общая филогенетическая предпосылка развитого М. Наиболее сложные проявления М. у высших животных связаны с изготовлением "орудий", т. е. предметов, используемых в качестве средств для достижения биологически значимых результатов. В историческом плане развитие М. изучается в контексте становления труда как специфически человеческой деятельности и возникновения языка. При появлении общественного разделения труда на умственный и физический М. приобретает форму самостоятельной деятельности со своими мотивами, целями, операциями. Широкое распространение получил метод сравнения мыслительной деятельности людей, живущих в обществах, находящихся на разных этапах общественно-исторического развития. В настоящее время считается доказанным, что словесно-логическое М. является наиболее поздним продуктом исторического развития М. и что переход от наглядного к абстрактному М. составляет одну из линий этого развития. Онтогенетическое развитие М. ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое М.- последовательные стадии онтогенетического развития М.

МЫШЛЕНИЕ ИНТУИТИВНОЕ- один из видов мышления. Характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ-один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы М. н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И. П. Павловым, В. Кёлером, Н. Н. Ладыгиной-Коте и другими учеными. У ребенка М. н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека М. н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.
МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ-один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью М. н.-о. является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве М. н.-о. практически неразличимо с воображением. М. н.-о. - один из этапов онтогенетического (см. Онтогенез) развития мышления.
МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ - один из видов мышления, к-рый обычно сравнивают с мышлением теоретическим. М. п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.
МЫШЛЕНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. М. с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре М. с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.
МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ- один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. М. т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением (см. Творчество).
МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ-один из видов мышления, к-рый обычно отличают от мышления практического. М. т. направлено на открытие законов, свойств объектов. Примером М. т. может служить фундаментальное исследование в науке.

Другие записи

10.06.2016. МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ - процесс психического отражения окружающего мира, присущий высшим позвоночным животным (особенно приматам). Характеризуется способностью к активному улавливанию и установлению связей…
10.06.2016. НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ - способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Н. предполагает любознательность, пытливость…
10.06.2016. НАБЛЮДЕНИЕ
НАБЛЮДЕНИЕ - один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических…
10.06.2016. НАВЫК
НАВЫК - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся. высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные,…
10.06.2016. НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ
НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ - непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию, воспринимаемые человеком как чуждые, эмоционально-неприятные. Термин . ввел…