НАУЧЕНИЕ

НАУЧЕНИЕ - процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие "Н." первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э. Л. Торндайка и др. Н. отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями (или только мотивами). Путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки} у человека и новые формы поведения у животных. Как и всякое приобретение опыта, Н. включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание). У животных Н. является основной формой приобретения опыта и происходит либо постепенно (в повторяющихся актах поведения), либо сразу (за-печатление). Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации впрок, подражание) (см. Научение у животных}. У человека роль и значение Н. меняются в процессе онтогенеза. В дошкольном возрасте Н. является основным способом приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению, учебной деятельности, хотя и не теряет совсем своего значения. Важнейшим фактором Н. является место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше научается тому материалу, к-рый занимает место цели деятельности. Согласно одним теориям, существует единый механизм Н. (у человека и животных, у Н. и учения); другие теории рассматривают этот механизм как различный в указанных случаях. В зарубежной психологии к первой группе относятся теории бихевиоризма (Э. Л. Торндайк, Дж. Уотсон и др.), в к-рых Н. трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени. Подобные теории противоречат позднее установленным фактам, свидетельствующим о возможности Н. без подкрепления, без упражнений и т. п. К этой же группе следует отнести и теории, в к-рых Н. рассматривается как процесс изменения психического отражения условий деятельности и поведения по механизму пассивного установления новых связей (ассоцианизм), переструктурирования исходно целостного опыта в виде образцов {гештальтпсихология} или планов {необихевиоризм}. Сюда же относятся в большой мере теория Ж. Пиаже (см. Женевская школа генетической психологии}, а также теории некоторых представителей информационного подхода и когнитивной психологии. Советские психологи и ряд зарубежных авторов исходят из различия механизмов Н. у человека и животных. Н. у человека, так же как и учение, рассматривается при этом как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. Н. у животных трактуется как интенсивный процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.

Другие записи

10.06.2016. НАУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
НАУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - термин, введенный бихевиористами и обозначающий приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдения за ним. Н. с. объяснялось…
10.06.2016. НАУЧЕНИЕ У ЖИВОТНЫХ
НАУЧЕНИЕ У ЖИВОТНЫХ - приобретение и накопление в онтогенезе индивидуального опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности в соответствии с конкретными…
10.06.2016. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ - основаны на понятии "нац. характера", обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.)…
10.06.2016. НЕВРОЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
НЕВРОЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (от греч. neuron - нерв и лат. experimentum - проба, опыт) - вызываемое у животных в специальных условиях физиологического эксперимента состояние, характеризующееся нарушением…
10.06.2016. НЕВРОЗЫ
НЕВРОЗЫ (от греч. neuron - нерв) - группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе к-рых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие…