НАВЫК

НАВЫК - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся. высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н.- автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный Н.- автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный Н.- автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательные Н. включают в себя перцептивные и интеллектуальные Н. и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразование реальных объектов. Различают также Н. исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и Н. вторично автоматизированные, к-рые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются. Н. характеризуются и разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к к-рым Н. может быть осуществлен, тем более он обобщен и лабилен. Процесс формирования Н. включает определение его компонентов и такое овладение операцией, к-рое позволяет достичь наивысших показателей на основе совершенствования и закрепления связей между компонентами, их автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению. На формирование Н. влияют следущие эмпирические факторы: а) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям; б) для уяснения содержания операции - уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и др.), обратная связь; в) для овладения операцией - полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода (величина скачков) от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризированность, скорость и др.) и т. п. Различные сочетания отмеченных факторов создают различные картины процесса формирования Н.: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце или наоборот; возможны и смешанные варианты. Теории механизмов формирования Н., необходимых факторов и условий, без к-рых оно не может происходить, являются частным случаем теории научения вообще.

Другие записи

10.06.2016. НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ
НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ - непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию, воспринимаемые человеком как чуждые, эмоционально-неприятные. Термин . ввел…
10.06.2016. НАДЕЖДА
НАДЕЖДА - эмоциональное переживание, возникающее при ожидании субъектом некоторого желаемого события и отражающее предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. Н. формируется вследствие познания…
10.06.2016. НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА
НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА - один из критериев качества теста (см. Тестирование), относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Н. т., тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. При…
10.06.2016. НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ
НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - не под дающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто…
10.06.2016. НАМЕРЕНИЕ
НАМЕРЕНИЕ - сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Н.- особое функциональное образование психики, возникающее…