ОБРАЗ

ОБРАЗ - субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. С точки зрения марксистской теории познания О.- одна из форм отражения объективной реальности. В психологии понятие О. используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям "отражение" и "психика", существует традиция, связывающая с О. преимущественно перцептивные (см. Восприятие) формы знания. Так, при описании развития мышления ребенка выделяют стадию наглядно-образного мышления, отличие к-рой от более ранних и последующих стадий состоит в опоре на зрительные представления и их трансформации как средства решения мыслительных задач. С точки зрения исследования онтогенетического развития (см. Онтогенез) О. предполагает интериоризацию схем действия с предметами (Дж. Брунер, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже). В работах А. Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об О. мира как многомерном психологическом образовании. К числу пяти его "квазиизмерений" относятся координаты пространства-времени и "квазиизмерение" значения. Последняя из этих образующих, в свою очередь, может быть представлена с помощью соответствующих средств математической обработки (многомерное шкалирование, кластерный анализ и т. д.) в виде разнообразных геометрических моделей - субъективных семантических пространств. Важное различение "наивной" и "критической" картины мира, зависящее соответственно от обыденного или научного подхода к трактовке психического, проводилось представителями гештальтпсихологии. Интенсивное изучение О. ведется в когнитивной психологии, где, в частности, обсуждается проблема соотношения О., возникающего в результате актуального восприятия, с представлениями тех же самых предметов н событий. Анализ пространственных преобразований воспринимаемых и представляемых предметов свидетельствует о близости лежащих в их основе процессов (С. Косслин, Р. Шепард). Поэтому было выдвинуто предположение о существовании гипотетической нейрофизиологической структуры - "зрительного буфера", активация к-рого сенсорной информацией или сведениями из долговременной памяти приводит к.возникновению наглядного О. Однако выявленное эмпирическим путем соответствие может быть объяснено лишь генетически - происхождением внутреннего плана деятельности из реальных предметных действий. О различии двух видов О. могут говорить различия их субъективной отчетливости, а также то, что О. представлений никогда не локализуются во внешнем пространственном окружении. Исключение составляют так называемые эйдетические О. (см. Эйдетизм) и истинные галлюцинации, к-рые возникают при нек-рых психических расстройствах. Эти различия иногда оказываются ослабленными при измененных состояниях сознания, в частности при сновидениях и в просоночных состояниях (гипнагогические О.) (см. Сон; Гипноз). Псевдогаллюцинации, напротив, совершенно явно отличаются от О. восприятия (В. X. Кандинский).


ОБРАЗ - явление, возникающее как рез-т запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации - духовной или физической; О. есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно доступную форму. Для наук о культуре понятие О. чрезвычайно важно, ибо культура в своем происхождении и содержании есть претворенное первичное бытие - природное, человеческое или божественное; в этом смысле культура сама - О., явленная метаморфоза первичной реальности.

В области худож. творчества и науках о нем сложилось восходящее к эстетике Платона понятие худож. О., под к-рым разумеются специфич. средство и форма освоения жизни искусством, а также возникающие в процессе творчества автономные самоценные целостности худож. произведения (лит. персонажи и т.д.). О. здесь - сгусток худож. видения и переживания, к-рому искусство придает выразительность и эстетич. ценность.

Мысль Гегеля, что образ "являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность", стала аксиомой понимания О. в совр. философии и психологии. В русле материалистич. методологии выработано учение об О. как форме отражения в психике действительности, при этом уточняется, что на чувств, ступени познания О. выступает как ощущение, восприятие и представление, а на уровне мышления - как понятие, суждение, концепция; решающая роль отводится воздействию на психику внешней действительности, формирующей содержание О. В психологии бессознательного, напротив, первичным бытием по отношению к генезису и содержанию важнейших для личности и культуры О. выступают интрапсихич. начала; у Юнга они названы архетипами коллективного бессознательного. Формалистич. концепции исходят из того, что многие О., особенно О. искусства, вообще не могут быть редуцированы к к.-л. внешнему для сознания первобытию, ибо они - суть продукт опр. структуры и функции самого сознания. Такой подход, как, впрочем, и учение Юнга, развивает кантовскую идею априорных форм.

Первостепенное значение понятие О. имеет для ре-лиг. культуры. Многие древнейшие космологии, напр., инд., рассматривали феноменальный мир как изоморфный образ трансцендентной первореальности. На представлении о человеке как О. Божием построена христ. антропология. Религ. искусство в сущности своей есть худож. претворение в явленный О. запредельного сакрального Первообраза (сакральный О.). В религ. сознании получило глубокую разработку учение о безобразном бытии, в рамках к-рого апофатич. характеристики создают парадоксальный О. безобразного. Псевдо-Дионисием Ареопагитом была развита типология образов в их отношении к трансцендентному Абсолюту: Ареопагит выделяет "сходные" и "несходные" Образы.

О. представляет собой целостность, состоящую из чувственно воспринимаемой "оболочки", изобразит., или иконической, стороны О., и содержания, включающего идейный и эмоц. аспекты. Каждый из компонентов играет важную роль, и в своем взаимодействии они задают смысл О. Как носитель значения и генератор смысла О. есть знак.

В качестве психол. феномена О. является необходимым условием деятельности образного мышления, безгранично расширяющего многообразие культуры и углубляющего ее содержание.

Лит.: Гачев Г. Жизнь худож. сознания: Очерки по истории образа. Ч. I. M., 1972; Григорян А.П. Худож. стиль и структура образа. Ер., 1974; Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистич. искусство. M., 1976; Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. M., 1988; Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Bd. 1-3. В., 1923-29; Leroi-Gourhan A. Prehistoire de 1'art occidental. P., 1965.
Культурология XX век. Энциклопедия. Том второй м-я. С-П., Университетская книга. 1998

Другие записи

10.06.2016. ОБРАЗ МИРА
ОБРАЗ МИРА - целостная, многоуровневая система представлений человека о. мире, других людях, о себе и своей деятельности. В понятии О. м. воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии…
10.06.2016. ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - совокупность предоставлений оператора о реальном и прогнозируемом состоянии объекта деятельности и эргатической системы в целом, о целях и способах реализации своей деятельности.…
10.06.2016. ОБСЕССИИ
ОБСЕССИИ (от лат. obsessio - осада, схватывание) - разновидность навязчивых состояний, выявляющихся в переживаниях и действиях, не требующих для своего возникновения определенных ситуаций (например, навязчивое…
10.06.2016. ОБУЧАЕМОСТЬ
ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную…
10.06.2016. ОБУЧЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду…