ОБЩЕНИЕ

ОБЩЕНИЕ-1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Ввиду сложности и емкости феномена О. толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде О. выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл О. состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика О. определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В О. человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности. О. полифункционально, что отражается в множестве существующих классификаций функций О. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты О., при этом допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и О. В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны О.: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г. М. Андреева). Близкая классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема - передачи информации; регуляционно-коммуникатив-ная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека (см. Аффект; Эмоции) и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния. А. А. Брудный выделяет в качестве основной рабочей функции инструментальную функцию О., необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, к-рая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи 'знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания. Эта функция особенно характерна для творческих личностей. По критерию "цель общения" выделяется восемь функций О. (Л. А. Карпенко): 1) контактная, цель к-рой- установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; 2) информационная, цель к-рой - обмен сообщениями, т. е. прием - передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.; 3) побудительная, цель к-рой - стимуляция активности партнера по О., направляющая его на выполнение тех или иных действий; 4) координационная, цель к-рой - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; 5) понимания, цель к-рой - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.); 6) амотивная, цель к-рой - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;7) установления отношений, цель к-рой - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в к-ром предстоит действовать индивиду; 8) оказания влияния, цель к-рой - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д. Советская психологическая наука исходит из принципа неразрывного единства О. и деятельности, в то время как в западных социально-психологических системах описывается обычно какая-либо одна сторона О. и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции (см. Восприятие межличностное), причем связь этих сторон с совместной деятельностью практически не исследуется. Коммуникативная сторона О. связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т. е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к "движению" информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, к-рыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пан-томимика), пара- и экстралингвистическая системы (интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы), система организации пространства и времени коммуникации, наконец, система "контакта глазами". Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представлен-ность в другом (персонализацию}, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации, в к-рой происходит общение. Интерактивная сторона О. представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию. Однако абстрактная характеристика этих типов как простого "согласия" или "конфликта" приводит к формальному описанию данного процесса, что характерно для западной социальной психологии. И хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и тот факт, что анализируется взаимодействие лишь двух человек, препятствуют применению полученных данных при анализе различных видов взаимодействия людей в реальной жизни. Для марксистской социальной психологии характерно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из интерпретации его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах совместной деятельности. Перцептивная сторона О. включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). В процессе межличностного восприятия и познания возникает ряд "эффектов": первичности, недавности (новизны), ореола. Большую роль играют также явления стереотипиза-ции и каузальной атрибуции (см. Атрибуция каузальная). Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого в ходе О. Связь О. с определенным характером отношений между людьми проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности в явлении аттракции, тяготения. Рассмотрение трех сторон О. в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. Одной из задач социальной психологии является разработка средств корректировки и оптимизации О., развития способностей и навыков О., особенно необходимых тем категориям людей, к-рые профессионально связаны с процессом О. (руководители, педагоги, врачи и др.). Среди различных форм обучения искусству О. значительное место занимает социально-психологический тренинг, т. е. овладение разными формами О. с помощью специальных систем заданий (программ).
ОБЩЕНИЕ ФАТИЧЕСКОЕ (от лат. fatuus - глупый) - бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.

Другие записи

10.06.2016. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. О. м. возникает…
10.06.2016. ОБЪЕКТ
ОБЪЕКТ - фрагмент реальности, на к-рую направлена активность взаимосвязанного с ней субъекта. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся О. по мере того, как субъект взаимодействует с ними.…
10.06.2016. ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ
ОБЫДЕННОЕ сознание-совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к-рой они принадлежат.…
10.06.2016. ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич
ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич (1в53- 1920) -русский психолог, представитель психологического направления в литературоведении и языкознании. Главным в исследовании умственной деятельности считал…
10.06.2016. ОДАРЕННОСТЬ
ОДАРЕННОСТЬ - 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать…