ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной психологии, нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к проблеме О. во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль О. в приобретении человеком общественного опыта, считают, что О. есть процесс внешний по отношению к психическому развитию, разворачивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием субъекта. В советской психологии О. и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль О., создающего учащемуся "зону ближайшего развития", способствующего выработке средств и способов ориентации в действительности. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. В советской психологии выделено несколько проблем, решение к-рых определяет пути и возможности применения на практике знаний о психологических закономерностях О. Поскольку всякое О. предполагает целенаправленное изменение субъекта, то важной проблемой является организация управляемого О., обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств (см. Поэтапного формирования умственных действий концепции), а также учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, традиционно рассматриваемых в контексте вопросов обучаемости, дифференциального О. Кроме того, необходимо установление гармонии между управлением процессом усвоения и обеспечением оптимального развивающего эффекта. Специфика психологических особенностей усвоения обусловила дифференцированный подход к разработке методов О. математике, родному и иностранному языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам, профессиональному мастерству. Особую ветвь современных исследований составляет О. общению - организации целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми.

Другие записи

10.06.2016. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный…
10.06.2016. ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ-1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии…
10.06.2016. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. О. м. возникает…
10.06.2016. ОБЪЕКТ
ОБЪЕКТ - фрагмент реальности, на к-рую направлена активность взаимосвязанного с ней субъекта. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся О. по мере того, как субъект взаимодействует с ними.…
10.06.2016. ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ
ОБЫДЕННОЕ сознание-совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к-рой они принадлежат.…