ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ

ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ- совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием к-рых испытуемый (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т. д. О. л. позволяют получать информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. О. л. создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др.). Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графика. В настоящее время создано огромное число О. л. самых различных типов в зависимости от той или иной теории личности. Некоторые из них предназначены для одновременной оценки многих сторон личности (например, MMPI - Миннесотский многопрофильный личностный опросник.), но большинство направлено на изучение отдельных ее свойств (методики Г. Айзенка, К. Тейлора и др.). Во многих опросниках определение черт личности основано на использовании различных техник факторного анализа (тест Дж. Гил-форда, 16-факторный тест Дж. Кет-тела и др.). Основным недостатком О. л. является то, что испытуемые, в большей или меньшей мере понимая показательную ценность ответов, могут иногда отвечать на вопросы с учетом требований ситуации опроса и ожиданий, приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, т. е. вольно или невольно искажать сообщаемые о себе сведения.

Другие записи

10.06.2016. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ - система представлений человека о цели, Плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П. Я. Гальпериным (см. Поэтапного формирования…
10.06.2016. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (от франц. orientation - установка, ориентация) - совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.…
10.06.2016. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ - столкновение противоположно направленных организационных позиций индивидов или групп безотносительно к целям друг друга. Как правило, О. к. возникает в ситуации, когда необходимо…
10.06.2016. ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ (психологический аспект) - дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ. Различают организацию формальную,…
10.06.2016. ОРГАНЫ ЧУВСТВ
ОРГАНЫ ЧУВСТВ - нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях в окружающей субъекта среде (экстерорецепция) и в его организме (интерорецепция) (см. Ощущение). Принято…