ОТЧУЖДЕНИЕ (в психологии)

ОТЧУЖДЕНИЕ (в психологии) - проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при к-рых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и пр. В психологии понятие О. впервые было использовано 3. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре. Феноменологически О. выражалось в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего (дереализации) или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации). Э. Фромм существенно расширил сферу применения этого понятия. Согласно Фромму, О. индивида выступает в пяти формах: О. от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя. В современной социальной психологии О. используется при характеристике межличностных отношений, при к-рых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредствованности ценностным содержанием совместной деятельности (см. Деятельностное опосредованно), с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания. При анализе О. западные социальные психологи сосредоточивают свое внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидом своей отверженности, являющейся причиной ано-мии - антиобщественного поведения (М. Симэн, Р. К. Мертон). Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения. О. берет начало в раннем детстве в результате эмоциональной де-привации ребенка, отсутствия теплых отношений к нему со стороны близких и в первую очередь матери, что порождает аутизм, негативизм и в конечном счете может привести к криминогенным последствиям. В детской психологии понятие О. выражает необходимый момент становления самосознания ребенка, развития его рефлексии. В младенчестве О. проявляется в слитности ребенка с миром (см. Психологический симбиоз), его неспособности отличить себя от своей жизнедеятельности (А. Баллон). На более поздних этапах онтогенеза с понятием О. связывается такое отношение ребенка к себе, взрослым и сверстникам, нормам поведения, к-рое находит свое выражение в неприятии, отвержении, эгоцентризме.

Другие записи

10.06.2016. ОШИБКИ ОПЕРАТОРА
ОШИБКИ ОПЕРАТОРА - превышение установленного предельного значения, нарушающее нормальное функционирование эргатической системы. Для характеристики ситуаций, где погрешность достигает значений, делающих…
10.06.2016. ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ
ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ- общее название для целого класса действий "с дефектом", при выполнении к-рых обнаруживаются Ошибки различного характера. К О. д. относятся: оговорки, описки, ошибки при слушании…
10.06.2016. ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены…
10.06.2016. ПАМЯТЬ
ПАМЯТЬ - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим…
10.06.2016. ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объемом…