ПЕДОЛОГИЯ

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais (paidos) - дитя, logos - учение) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX- XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели П.- С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мёйман, В. Прейер и др. Содержание П. составила совокупность психологических, анатомо-фи-зиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, однако эти подходы оказались связанными между собой чисто механически. В России П. получила широкое распространение еще в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов (Л. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.). Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее представителей, определен не был, и попытки найти специфику П., несводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели, хотя в исследованиях советских ученых, работавших в области П., был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в П. было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Вместе с тем деятельность педологов-практиков в 30-е гг. была подвергнута критике за ошибки, совершенные в 20-е гг. Постановлением ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" (1936) П. была объявлена "псевдонаукой" и прекратила свое существование. Результатом разгрома П. явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая "бездетность" педагогики) .


Другие записи

10.06.2016. ПЕРЕЖИВАНИЕ
ПЕРЕЖИВАНИЕ (в психологии) - 1) любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие…
10.06.2016. ПЕРЕНОС
ПЕРЕНОС-влияние ранее сформированного действия, {навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием.…
10.06.2016. ПЕРСЕВЕРАЦИЯ
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ (от лат. per severatio - упорство) - циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, какого-либо действия, мысли или переживания. Различают П.…
10.06.2016. ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (от лат. persona - личность) - процесс, в результате к-рого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность…
10.06.2016. ПЕРСОНАЛИЗМ
ПЕРСОНАЛИЗМ (в психологии) (от лат. persona - личность) - направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности П. относит на счет изначально присущего…