ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНЦЕПЦИЯ

ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНЦЕПЦИЯ - выдвинутое Л. Я. Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В П. ф. у. д. к. выделяется шесть этапов, на к-рых происходят эти изменения. На первом этапе формируется мотивационная (см. Мотивация} основа действия (складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения). На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет к-рых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. Третий этап - формирование действия в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия). Четвертый этап - "громкая социализованная речь", когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, к-рая выступает опорой для становящегося действия. На пятом этапе (формирование действия во "внешней речи про себя") происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. На заклю
чительном, шестом, этапе речевой процесс "уходит" из сознания, оставляя в нем только конечный результат - предметное содержание действия (см. Интериоризация). На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, "свертывается". Эмпирически формирование нового действия (или понятия) может проходить с пропуском ряда перечисленных выше этапов. Однако расшифровка механизмов каждого частного случая, объяснение конкретной динамики формирования действия - все это становится возможным лишь благодаря знанию полной системы П. ф. у. д. Специальная организация П. ф. у. д. с целью получения действия с определенными, заранее заданными показателями обобщенности, разумности, сознательности, критичности и др. названа П. Я. Гальпериным планомерно-поэтапным формированием умственных действий. В этом случае поэтапные изменения планируются экспериментатором и жестко контролируются. Тем самым открывается возможность установления четких связей между экспериментальными учебными воздействиями, содержанием деятельности человека по усвоению нового действия и характеристиками получаемого действия. Планомерно-поэтапное формирование умственных действий становится в этом случае методом психологического исследования, разновидностью экспериментально-генетического метода (см. Методы психогенетики). Практическое применение П. ф. у. д. к. в общем и специальном обучении ставит своей задачей повысить качество формируемых действий и понятий у обучающихся индивидов при сокращении сроков их подготовки.


Другие записи

10.06.2016. ПРАВОСОЗНАНИЕ
ПРАВОСОЗНАНИЕ-сфера об щественного или индивидуального сознания, включающая правовые знания, отношение к праву и правоприменительной деятельности. Основные функции П.- познавательная, оценочная и регулятивная.…
10.06.2016. ПРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ПРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ-понятие, введенное Л. Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, на к-ром формирование его основных логических законов еще не завершено: . существование причинно-следственных…
10.06.2016. ПРЕДМЕТНО-РЕФЛЕКСИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ПРЕДМЕТНО-РЕФЛЕКСИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - интериоризованная (см. Интериоризация) система рефлексивных связей субъекта с другими людьми (см. Рефлексия}, основывающаяся на способности к мысленному отражению позиции…
10.06.2016. ПРЕДМЕТНО-ЦЕННОСТНОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА
ПРЕДМЕТНО-ЦЕННОСТНОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА-нормативная интеграция индивидуальных деятельностей в группе, при к-рой каждая из них, будучи функционально специфична (по объекту либо способам его преобразования)…
10.06.2016. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия, П. могут носить обобщенный характер. Если восприятия…