ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (от греч. problema - задача, задание и лат. situatio - положение) - 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в к-рых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. П. с. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в П. с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в "окружение" субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью развитие индивида. П. с. является одним из центральных понятий проблемного обучения.

Другие записи

10.06.2016. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИ
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ- организованный предподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе к-рого он приобщается к объективным противоречиям…
10.06.2016. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ НАУЧНОГО КОЛЛЕКТИВА
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ НАУЧНОГО КОЛЛЕКТИВА-основание и способ организации индивидуальной и коллективной научной деятельности, одно из ключевых понятий социальной психологии научного коллектива…
10.06.2016. ПРОГРАММНО-РОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО КОЛЛЕКТИВА
ПРОГРАММНО-РОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО КОЛЛЕКТИВА - теория коллективной научной деятельности, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно-логическом, научно-социальном и личностно-психологическом…
10.06.2016. ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД
ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Понятие проекции…
10.06.2016. ПРОЕКЦИЯ
ПРОЕКЦИЯ (от лат. projectio- выбрасывание вперед) - процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний…