ПСИХОДИАГНОСТИКА

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Оформление П. в качестве самостоятельного направления исследований происходило в 20-е годы XX в. Значительный вклад в становление П. внесли труды Ф. Галь-тона, Дж. Кэттелла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Вине и др. Начавшись с попыток "охватить числом операции ума" (Ф. Гальтон) и с применения тестов интеллекта П. для измерения индивидуально-психологических различий разрабатывала методы исследования личности, к-рые в дальнейшем послужили основанием для создания проективных методик и опросников. Вместе с тем на развитии П. сказывалось отставание теоретического уровня осмысления явлений от методического оснащения. Появление и совершенствование математико-статистического аппарата и прежде всего корреляционного и факторного анализа, использование возможностей психометрии оказали влияние на практическую эффективность П. В советской психологии выделяют два периода развития Л Первый относится к началу 20 -середине 30-х гг. XX в. Эти годы отмечены массовым применением тестов в народном образовании, профотборе и профориентации. Для тогдашнего уровня развития П. характерно достаточно широкое заимствование зарубежных тестов, поскольку собственным методикам, как правило, не хватало серьезного теоретического и экспериментального обоснования. Результаты тестовых обследований нередко рассматривались в качестве решающих, абсолютизировались. В то же время советскими учеными был выдвинут ряд прогрессивных идей, разработка к-рых была прервана постановлением ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" (1936) (см. Педология). В этот период плодотворно работали в П. М. С. Бернштейн, М. Я. Басов, П. П. Блонский, С. Г. Геллер-штейн, Н. Д. Левитов, А. М. Мандрыка, Г. И. Россолимо, М. Ю. Сыр-кин, И. Н. Шпильрейн, А. М. Шуберт и др. Значительный вклад в разработку учения о психологическом диагнозе был внесен Л. С. Выготским. Второй период развития советской П. начался в конце 60-х гг. и отмечен дискуссиями о ее месте в системе психологического знания, о принципах и методах исследования, об отношении к зарубежному опыту. Разработкой проблематики П. занимаются В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, Е. Т. Соколова, Л. А. Венгер, А. Е. Личко, К. М. Гуревич, Б. Д. Карвасарский, Н. И. Непомнящая, В. И. Лубовский и др. Одной из первостепенных задач советской П. является преодоление разрыва между теорией и практикой, между академическими концепциями личности и реальностью ее исследования.

Другие записи

10.06.2016. ПСИХОДРАМА
ПСИХОДРАМА (от греч. drama - действие) - вид групповой психотерапии (см. Психотерапия групповая), в к-ром пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование…
10.06.2016. ПСИХОЗ
ПСИХОЗ (от греч. psyche-душа) - глубокое расстройство психики, проявляющееся в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему. Проявления…
10.06.2016. ПСИХОЛИНГВИСТИКА
ПСИХОЛИНГВИСТИКА (от лат. lingua - язык) - научная дисциплина, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка (или языка вообще). В современном значении…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - специализированное подразделение в структуре предприятия, предназначенное для проведения практической психологической работы, одна из наиболее развитых…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ - специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей к-рого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному…