ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ (от греч psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином "душа" и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата {органов чувств и высших нервных центров). Успехи нейрофизиологии и биологии привели к развитию собственного научно-категориального аппарата П., к-рая благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе научала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путем внутреннего наблюдения {интроспекции), то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики (а также ее патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, к-рые в дальнейшем стали определяющими для П. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой к-рой является сознание. Будучи порождением и функцией социальных (надындивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотива ционнно-аффективным, операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчета) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с другими людьми, окружающим миром. В этой же системе, "всматриваясь" в других, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (см. Я-концепция}. Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П., которая выявляет характер соответствия действительных мотивов, установок, ориентации личности сложившимся у нее представлениям о них. Как осознаваемые, так и неосознаваемые психические процессы осуществляются работающими по физиологическим законам нейрогуморальными механизмами, но протекают не по этим законам, а по своим собственным, вследствие того что в психике человека представлены действительность природная и социокультурная и жизнь действующей личности. Рассматриваемая сама по .себе, деятельность не является предметом П., как и человеческая деятельность в целом, изучаемая рядом дисциплин. П. исследует лишь определенный ее аспект. Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., к-рая развивается в "диалoгe" между данными о природе и о культуре, интегрируемыми в ее собственные понятия, несводимые к другим и в свою очередь используемые другими науками.

Другие записи

10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача П. у.- анализ психологических условий и особенностей управленческой…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ
ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ (от лат. propagare - распространять) - прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА - область психологических исследований творческой деятельности людей в науке (см. Психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (см. Психология…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ - отрасль психологической науки, изучающая порождение, функционирование и структуру психического отражения реальности в процессах деятельности индивидов и групп, связанной…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА И ПОКАЗАНИЙ
ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА И ПОКАЗАНИЙ - раздел судебной психологии, изучающий психологические закономерности получения, фиксации, оценки представителями правоохранительных органов значимой для установления…