ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА -отрасль психологической науки, предметом к-рой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. П. и. развивалась, преодолевая воздействие, с одной стороны, психологизма (в Германии - В. Вундт, в России - Д. Н. Овсянико-Куликовский и другие последователи А. А. Потебни), выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания, с другой - антипсихологизма (формальной школы, структурализма), отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. Современная П. и. исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее людей. Используя конкретно-научные методы (наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и др.), П. и. исследует процессы художественного творчества под углом зрения реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, межличностных отношений. Поскольку в искусстве человек духовнопрактически осваивает мир посредством художественных образов, П. и. выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры (языка, представлений, понятий и др.), прослеживая закономерности преобразования этого опыта с целью порождения художественных творений. Своеобразие работы мысли в этих условиях раскрывается при ее сравнении с ^оперированием субъектом теми чувственными и умственными образами, к-рые организуют его поведение вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности. Для построения художественного образа используются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства (речевые, визуальные, звуковые и др.), овладение к-рыми требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых в П. и. Применяя указанные средства, личность создает произведение искусства, к-рое зарождается в ее психической организации в виде замысла, предвосхищающего будущее творение. Изучение ее переживаний и состояний (в частности, такого состояния, как вдохновение) на пути от замысла через различные пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в "мастерской художника" и тем самым пролить свет на роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей. Эти ценности продуцируются целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений. Специфика испытываемых в процессе творчества состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому "откровению", сверхъестественному прозрению и т. п. Данные П. и. свидетельствуют о неправомерности попыток усматривать в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания. Вместе с тем они показывают важное значение интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности (в частности, в виде эмпатии). Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль феномена катарсиса. Этот феномен позволил, во-первых, ограничить повседневные "житейские" чувства от эмоциональных потрясений, к-рые вызывает общение с произведениями искусства, во-вторых, обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает, в-третьих, указать на их воздействие на личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе. Эти аспекты определили основные проблемы П. и.: изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей; анализ художественного восприятия как формы сотворчества в различные периоды развития индивида и у различных контингентов зрителей (читателей, реципиентов); воздействие искусства на ценностные ориентации и мотивацию поведения субъекта, его мировоззрения. В советской психологии первую программу разработки этой области знания изложил Л. С. Выготский.

Другие записи

10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ - отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности с целью повышения ее эффективности. П. н. трактует эти факторы, исходя из понимания науки как социально организованной…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА - отрасль психологии, изучающая закономерности совершенствования психической составляющей трудового процесса. Задачи П. н. о. т. состоят в разработке способов формирования…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ
ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ - раздел дифференциальной психологии, изучающий различия между индивидами, обусловленные или опосредствованные их половой принадлежностью или ассоциирующиеся с нею. Наряду…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. П. р. возникла в конце XIX…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА - междисциплинарное направление в психологии, изучающее проблемы брака и семьи; включает исследования в области социологии, экономики, этнографии, истории, юриспруденции, демографии…