ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ

ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ (от лат. propagare - распространять) - прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на течение и результаты этого процесса. В П. п. рассматриваются: 1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость; 2) психологическая сторона процессов возникновения и функционирования общественных настроений и общественного мнения, 3) способы побуждения людей к действиям в связи с объектами установок и мнений (Ю. А. Шерковин, Б. Д. Парыгин). Цель П. п.- выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений применительно к состоянию сознания аудиторий и возможностям конкретных каналов средств массовой коммуникации для оптимального решения определенных социально-политических задач. Одной из исследовательских задач П. п. является изучение реальных и потенциальных аудиторий с тонки зрения их ценностных ориентации и потребностей в информации. П. п. также анализирует процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием индивидом. Важным направлением П. п. является выявление критериев эффективности пропаганды. П. п. как самостоятельный раздел социальной психологии возникла в первой половине XX в. в США, где развитие П. п. связано с работами Б. Берельсона, X. Кэнтрила, П. Лазарсфелда, Г. Олпорта, У. Шрамма. В современных условиях проведенные ими исследования послужили основой для разработок в области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной ответственности. В России первые исследования проблем П. п. были проведены в 20-х гг. В. Кузьмичевым, Д. Лебедевым, Н. Рубакиным, Я. Шафиром, изучавшими эффективность воздействия печатного слова в различных аудиториях, функционирование общественного мнения, влияние слухов на состояние сознания аудиторий пропаганды в сложившихся социальных условиях. С появлением новых технических средств массовой коммуникации (радио, телевидение и др.) предметом исследования П. п. становились психологические характеристики и возможности каждого из них. Современная П. п.-учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития технических средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая и то, к-рое объективно противоречит их жизненным интересам.

Другие записи

10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА - область психологических исследований творческой деятельности людей в науке (см. Психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (см. Психология…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ - отрасль психологической науки, изучающая порождение, функционирование и структуру психического отражения реальности в процессах деятельности индивидов и групп, связанной…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА И ПОКАЗАНИЙ
ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА И ПОКАЗАНИЙ - раздел судебной психологии, изучающий психологические закономерности получения, фиксации, оценки представителями правоохранительных органов значимой для установления…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА -отрасль психологической науки, предметом к-рой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на…
10.06.2016. ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ - отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности с целью повышения ее эффективности. П. н. трактует эти факторы, исходя из понимания науки как социально организованной…