РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ-процесс формирования Л. как социального качества индивида в результате его социализции и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению Л., в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых; тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его Л. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной Л. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, к-рый складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития Л. (А. В. Петровский). В качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. Движущей силой его служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система межличностных отношений в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, к-рые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как Л. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до нек-рой степени уподобление индивида другим членам той же общности. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью "быть таким как все" и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначение своей индивидуальности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, к-рые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. в группе - с другой. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе раз вития индивид, предъявляя референтные для его группы личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, коллективистское самоопределение, требовательность к себе, как и к другим, и т. д. В связи с тем, что ситуация адаптации. (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации), интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, закрепляются соответствующие личностные новообразования, в результате чего складывается достаточно устойчивая структура Л "Социальная ситуация развития" (по Л. С. Выготскому), в к-рой происходит социальное развитие Л., динамична. Наряду с динамикой развития Л. в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения Л. в различающиеся по уровню развития общности, каждая из к-рых доминирует в определенные возрастные периоды. Тип развития Л. определяется типом группы, в к-рую она интегрирована.

Другие записи

10.06.2016. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. характеризуется необратимым характером изменений,…
10.06.2016. РАЗДРАЖИМОСТЬ
РАЗДРАЖИМОСТЬ - изменение физиологического состояния целостного организма, его органов, тканей или клеток под влиянием внешних воздействий, называемых раздражителями. Минимальная величина раздражителя,…
10.06.2016. РАЗДРАЖИТЕЛЬ
РАЗДРАЖИТЕЛЬ - любой материальный агент, внешний ил г внутренний, осознаваемый или не осознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма. Понятие "Р." является родовым по…
10.06.2016. РАППОРТ
РАППОРТ (от франц. rapport-связь, отношение) - 1) в широком смысле термин "Р." употребляется в зарубежной литературе для обозначения: а) близких межличностных отношений, основанных на высокой степени…
10.06.2016. РАССЕЯННОСТЬ
РАССЕЯННОСТЬ - функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Иногда Р. возникает при напряженной умственной работе как результат односторонней…