РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (т. е. способностью к накапливанию изменений, "надстраиванию" новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Р. п. реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и е отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма - человека или животного). Особый предмет исследования составляют формирование и распад мозговой организации психических структур (см. Нейропсихология}. Теории Р. п. различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование. Конкретно-научные теории Р. п. возникли в XIX в. и разрабатывались в детской психологии (см. Возрастная психология), зоопсихологии, исторической психологии, испытывая на себе влияние эволюционного учения Ч. Дарвина (см. 'Функциональная психология, Бихевиоризм}. Попытки выделить специфически человеческие, социокультурные факторы Р. п. предпринимались в "психологии народов" В. Вундта (см. Этнопсихология}, в понимающей психологии В. Дильтея - Э. Шпрангера, где на основе идеалистических представлений о спонтанной активности духа делался акцент на зависимость личности от феноменов культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (см. Знак, Символ). Зарождавшаяся социальная психология (Э. Дюркгейм) объясняла Р. п. индивида процессом социализации, понимаемой как подчинение психики надындивидуальным нормам, зафиксированным в "коллективных представлениях". В современной западной психологии преобладает эклектический подход к Р. п. Общепризнанные теория и методология отсутствуют. Можно указать лишь на два общих положения, характерных для большинства концепций. Во-первых, выделяются две группы факторов, обусловливающих Р. п.: природные задатки и внешнее окружение (наиболее четко у В. Штерна, К. Бюлера и их последователей). Иногда выделяют в особую группу факторов личностную активность, отличную от природных задатков (Г. Олпорт) (см. "Гуманистическая психология"). Во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (Д. Брунер, Д. Мид, Ж. Пиаже, К. Г. Юнг). Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка порождающих структур психики. Во-вторых, признается наличие некоторых универсальных законов Р. п., в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея под прямым влиянием биогенетического закона Э. Геккеля была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно к-рой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез чело-вечества. В советской психологии методологической основой теорий Р. п. является марксистско-ленин-ская диалектика как общая теория развития. В 20-30-е гг. проблематика Р. п. разрабатывалась в основном в рамках детской психологии, а в дальнейшем и на материале зоопсихологии, патопсихологии, исторической психологии. Р. п. выступает при этом как объективный процесс, имеющий системную природу. Однако вычленения отдельных его компонентов (задатков, факторов окружения) и выяснения соотношений между ними еще недостаточно для понимания подлинной природы и условий Р. п. Для этого требуется рассматривать Р. п. как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Л. С. Выготским было обосновано положение о ведущей роли обучения в Р. п.: обучение должно идти впереди развития (см. Зона ближайшего развития). Он критически ' оценивал представление об отождествлении развития с обучением и отрыве Р. п. от обучения (см. Обучение).

Другие записи

10.06.2016. РАЗДРАЖИМОСТЬ
РАЗДРАЖИМОСТЬ - изменение физиологического состояния целостного организма, его органов, тканей или клеток под влиянием внешних воздействий, называемых раздражителями. Минимальная величина раздражителя,…
10.06.2016. РАЗДРАЖИТЕЛЬ
РАЗДРАЖИТЕЛЬ - любой материальный агент, внешний ил г внутренний, осознаваемый или не осознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма. Понятие "Р." является родовым по…
10.06.2016. РАППОРТ
РАППОРТ (от франц. rapport-связь, отношение) - 1) в широком смысле термин "Р." употребляется в зарубежной литературе для обозначения: а) близких межличностных отношений, основанных на высокой степени…
10.06.2016. РАССЕЯННОСТЬ
РАССЕЯННОСТЬ - функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Иногда Р. возникает при напряженной умственной работе как результат односторонней…
10.06.2016. РАССУДОК И РАЗУМ
РАССУДОК И РАЗУМ (в философско-психологической традиции) - два типа работы логического мышления. Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания…