СЕНСОМОТОРНЫЙ ПСИХОСИНТЕЗ

СЕНСОМОТОРНЫЙ ПСИХОСИНТЕЗ - управление состояниями сознания субъекта в процессе особого суггестивного диалога. Заключается в поэтапном формировании у субъекта целостного образа моделируемой действительности посредством специальной последовательности тестовых заданий, предполагающих концентрацию внимания на тех ощущениях, переживаниях, представлениях, к-рые возникают при их решении (В. В. Кучеренко). В отличие от классических суггестивных техник, традиционно ориентированных на подавление у индивида активности механизмов сознательного контроля, суггестивный диалог служит формой организации сознательных усилий субъекта на повышение эффективности суггестивных приемов. В ходе такого диалога психолог получает информацию о состоянии и переживаниях субъекта С. п., необходимую для оценки качества решения текущие тестовых заданий, корректировки хода процесса, подбора следующих задач с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Субъект психосинтеза, в свою очередь, получает информацию о причинах неудач и о путях преодоления ошибок. Техника С. п. включает приемы интрамодального, интермодального и сенсомоторного синтеза компонентов конструируемого образа. В ходе интрамодального синтеза вызываются ощущения какой-либо одной модальности, к-рые затем объединяются, интегрируются в целостный образ. На следующем этапе используются приемы интермодального синтеза, опирающегося на механизмы сенсибилизации и синестезии, что дополняет формируемый образ ощущениями других модальностей. Сенсомоторный синтез направлен на интеграцию активности сенсорных систем и двигательной активности субъекта в соответствии со структурой и логикой конструируемого образа и моделируемой действительности. Например, формирование у испытуемого образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Далее активируется перцептивная система, позволяющая дополнить образ компонентами зрительной модальности. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Динамика состояния сознания в процессе С. п. сопровождается такими изменениями функционирования механизмов рефлексии, при к-рых партнер по взаимодействию (психолог) воспринимается субъектом только как собеседник во внутреннем диалоге, как часть собственного "Я", а речевые инструкции - как собственные мысли, ощущения, переживания. Диалогичность С. п. отличает его

от гипноза, самогипноза и медитации, монологичных в своей основе. Поскольку процесс С. п. не требует "гипнотического торможения мозга" и не сопровождается состоянием гипнотического сна, субъект находится в более активном состоянии, чем при классической гипнотизации В противоположность гипнозу, эксплуатирующему гипнабельность индивида (способность погружаться в состояние измененного сознания), техника С. п. не зависит от этой характеристики субъекта психосинтеза и позволяет добиваться даже у малогипнабельных индивидов таких же эффектов, как и при глубоком гипнозе. Важной особенностью метода С. п. является жесткая связь его специальных приемов с функционированием механизмов регуляции психической активности. Метод С. п. может использоваться как в практической, так и в экспериментальной психологии, в психокоррекционной работе и в психотерапии, позволяет в условиях психологического эксперимента моделировать поведение человека в различных жизненных ситуациях, применим для формирования гипнабельности у негипнабельных людей.

Другие записи

10.06.2016. СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - одно из основных свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т. е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение),…
10.06.2016. СИГНАЛ
СИГНАЛ (от лат. signum - знак)- процесс или явление (внешнее или внутреннее, сознаваемое или неосознаваемое), несущее сообщение о каком-либо событии .и ориентирующее живую систему относительно этого…
10.06.2016. СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (от лат. signum - знак и греч. systema - целое, соединение)- первая и вторая С. с. (1-я С. с., 2-я С. с.)- способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства к-рого…
10.06.2016. СЕНСУАЛИЗМ
СЕНСУАЛИЗМ (в психологии) (от лат. sensus-чувство, ощущение)- учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные впечатления. В античности сторонниками этого учения были представители…
10.06.2016. СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ (от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными…