ШКОЛА НАУЧНАЯ

ШКОЛА НАУЧНАЯ (в психологии) (от греч. schole) - способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний. Под Ш. н. понимают: 1) научно-образовательную школу, формирующую будущих исследователей; 2) исследовательский коллектив, группу ученых, совместно разрабатывающих под руководством лидера (главы школы) созданную им исследовательскую программу; 3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей целый ряд ученых и исследовательских коллективов. Ш. н. играет важную роль в развитии психологии со времен древней, античной науки, когда психологическое знание формировалось в недрах философских и естественнонаучных учений (школы стран Древнего Востока, а также древнегреческие школы: Пифагора, Гиппократа, со* фистов, Сократа, Платона, стоиков, скептиков и др.). При этом развитие шло в направлении от школ - хранителей неперсонифицированного знания (Древний Восток) к школам - прообразам исследовательских коллективов (школа Аристотеля). Развитие психологических знаний в средневековых школах, преимущественно схоластических, носило в основном репродуктивный, а порой и реакционный характер. Существенное возрастание роли Ш. н. произошло в Новое время в связи со стремительным прогрессом науки, превращением ее в профессию, а также благодаря переходу научной деятельности из области преимущественно индивидуального труда в сферу коллективного. Ш. н. явилась главной организационной формой, в к-рой совершался процесс преобразования психологии из отрасли философских знаний в самостоятельную дисциплину. Важную роль в этом процессе сыграла Ш. н. В. Вундта, носившая научно-образовательный характер. В ней прошло подготовку первое поколение исследователей, ставших создателями лабораторий экспериментальной психологии в различных странах. Эклектический характер концепции Вундта обусловил то, что подавляющая часть этих исследователей (О. Кюльпе, С. Холл, Д. Кеттел, В. М. Бехтерев, Г. Мюнстерберг и др.), отвергнув указанную концепцию, выдвинули новые исследовательские программы и -создали собственные Ш. н. Вундтовской ориентации продолжали следовать Э. Б. Титченер в США (см. Структурная психология) и Г. И. Челпанов в России, организовавший большую научно-образовательную школу, где осваивали экспериментальные методики молодые исследователи, к-рые в дальнейшем подвергли критике субъективный метод (см. Интроспекция), перешли на позиции марксистского понимания сознания и внесли значительный вклад в формирование советской психологии (/7. Л. Блонский, К. Н. Корнилов. С. В. Кравков, Н. А. Рыбников, П. А. Шеварев, В. М. Экземплярский и др.). Развитие психологии в XX в. связано с формированием школ - направлений, определивших макроструктуру современной психологии, таких, как структурализм (см. Структурная психология), функционализм (см. Функциональная психология), бихевиоризм, необихевиоризм, гештальтизм (см. Гештальтпсихология), фрейдизм, неофрейдизм. В советской психологии, единой философской" основой к-рой является диалектический и исторический материализм, важная роль принадлежит школам М. Я. Басова, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе и др.

Другие записи

10.06.2016. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ - одно из направлений психоанализа, возникшее как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты, влечения как доминирующую часть личности, Э.-п.…
10.06.2016. ЭГОИЗМ
ЭГОИЗМ (от лат. ego - я) - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей…
10.06.2016. ЭГОЦЕНТРИЗМ
ЭГОЦЕНТРИЗМ (от лат ego - я и centrum - центр круга) - неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к нек-рому объекту,…
10.06.2016. ЭВРИСТИКА
ЭВРИСТИКА - в широком смысле - наука о творчестве; в узком, более современном, - теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эвристические программы…
10.06.2016. ЭГО
ЭГО (от лат. ego - Я) - один из компонентов структуры личности в теории 3. Фрейда (см. Психоанализ, Фрейдизм). Э. образовалось как модификация части Оно (Ид), целесообразно измененной под влиянием грозящего…