СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ - специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Понятие С. с. р. было введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупности законов, к-рыми определяются возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. С. с. р. обусловливает образ жизни ребенка, его "социальное бытие", в процессе к-рого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой С. с. р. и складывание новой С. с. р., что сопровождается кризисами возрастного развития (см. Кризис возрастной). Понятие С. с. р. было направлено на преодоление представлений о среде как факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие разрабатывалось Б. Г. Ананьевым, к-рый дал его развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте, и Л. И. Божович, использовавшей его для описания онтогенетического развития личности ребенка. С. с. р. представляет собой историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта в обществе, к-рый включает следующие составляющие: объективные условия онтогенеза и социогенеза (социальные, политические, экономические, правовые и др. предпосылки развития личности), социальный статус детства (историко-культурные и хронологические характеристики детского возраста в данном обществе); социальные роли, реализующие общую социальную позицию ребенка (систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражающуюся в его установках, готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы). Представления о С. с. р. в изучении детства позволяют органично вписать онтогенез личности ребенка в социально-исторический контекст.

Другие записи

10.06.2016. СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ (от лат. socialis - общественный) - фактор, искажающий самоотчеты (в частности, ответы на пункты личностных опросников) путем увеличения частоты тех самоотчетов, к-рые кажутся…
10.06.2016. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (от греч. psyche-душа и therapeia - лечение) - эмпирически складывающаяся, а в нек-рых странах получившая теоретическое обоснование антигуманная система методов воздействия…
10.06.2016. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (от лат. competens - соответствующий, способный) - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В…
10.06.2016. СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР - понятие в концепциях, разработанных в рамках психоаналитич. направления в социологии для объяснения взаимодействия между индивидом и об-вом, влияния социально-экон. и культурных…
10.06.2016. СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ - одна из теорий "среднего ранга", нацеленная на выявление тенденций функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана С. Московиси…