СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ - одна из теорий "среднего ранга", нацеленная на выявление тенденций функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуа-за, К. Херзлиш, Д. Жоделе, М. Плона и др. С. п. к. относится к числу концепций, возникших во французской социальной психологии в 60- 70-е гг. XX в. как реакция на засилье в европейской науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка. Основная идея С. п. к. заключена в следующем утверждении: ментальные (духовные) структуры общества призваны упрочивать психологическую стабильность социального субъекта (группы или индивида) и ориентировать его поведение в меняющихся ситуациях. Предметом социально-психологического изучения считается социальная реальность, понимаемая как совокупность социальных представлений, посредством к-рых общественные отношения представлены в индивидуальном сознании субъекта. Ключевым понятием является социальное представление, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Оно трактуется в С. п. к. как особая форма коллективного знания, усваиваемая отдельными индивидами. Структура социального представления содержит три измерения: информацию - сумму знаний о представляемом объекте; поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны; установку по отношению к объекту представления. Динамика социальных представлений обыденного сознания получает в С. п. к. наименование "объективации" и включает ряд фаз: "персонификацию" (ассоциирование объекта представления с конкретными личностями), образование "фигуративной схемы" представления (визуально-репрезентируемой ментальной конструкции) и "натурализацию" (оперирование в обыденном сознании элементами "фигуративной схемы" как автономными объективными сущностями). В рамках С. п. к. сложились следующие направления анализа социальных представлений. 1) На уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых "моделей закрепления" и превращающий необычное в банальность. 2) На уровне малой группы социальное представление выступает в С. п. к. как феномен рефлексивной активности во внутри-групповом взаимодействии. Показано существование иерархической системы представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта "сверхсоответствия Я", выражающегося в конструировании субъектом представления о себе как о человеке более соответствующем требованиям ситуации, чем другие люди (Ж. Кодол). 3) В плане межгрупповых отношений, исходя из посылок, близких положениям теории социальной категоризации Г. Тешфела, социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой - частноситуатив-ными особенностями взаимодействия. Важным теоретическим итогом явился вывод о неабсолютном характере феномена межгрупповой дискриминации и о его зависимости от социальных факторов (В. Дуаз). 4) На уровне больших соци альных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания. В С. п. к. изучены системы представлений о психоанализе (С. Московиси), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж. Шомбар де Лов), о человеческом теле (Д. Жоделе), о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и др. Выводы С. п. к. об особенностях современного массового сознания (например, о растущей индивидуализации личности, униформизации и стандартизации жизни, отсутствии истинного равноправия полов, фетишизации престижности) имеют как социально-психологическое, так и мировоззренческое значение. Имеющиеся в С. п. к. методологические противоречия связаны с двои ной ориентацией этой теории - на французскую социологическую традицию и на когнитивистскую доктрину социальной психологии. В целом С. п. к. явилась одним из не многих в мировой науке прецедентов обращения к феноменологии обыденного сознания. Собранный ею ценный эмпирический материал представляет интерес для советских психологов.

Другие записи

10.06.2016. СОЦИОГЕНЕЗ
СОЦИОГЕНЕЗ (в психологии) (от лат. soci(etas) - общество и греч. genos - происхождение) - происхождение, развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями…
10.06.2016. СОЦИОГРАММА
СОЦИОГРАММА (от лат societas - общество и греч. gramma - черта, линия) - графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью социометрического теста при исследовании межличностных…
10.06.2016. СОЦИОМЕТРИЯ
СОЦИОМЕТРИЯ (от лат societas - общество, metreo - измеряю) - разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных…
10.06.2016. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА (от лат. specialis - особый и reflexus - отраженный) - процесс, заключающийся в том, что после первичной генерализации условной реакции по мере ее повторения она приурочивается…
10.06.2016. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. specialis - особый) - отрасль психологии, изучающая людей, для к-рых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными…