СОЦИОГРАММА

СОЦИОГРАММА (от лат societas - общество и греч. gramma - черта, линия) - графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах (см. Социометрия). С. наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических "звезд" (выбираемых большинством опрашиваемых), "париев" (от к-рых все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Поскольку социометрический анализ в целом может дать только самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой малой группе, С. отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы. С. позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. При построении С. пользуются понятиями: выбор, взаимный выбор, ожидаемый выбор, отклонение, взаимное отклонение, ожидаемое отклонение. Различают коллективные и индивидуальные С. Среди коллективных С. наиболее распространенными являются С., разработанные создателем этого метода Дж. Морено. В этих С. члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности: в центре либо на периферии; при этом С. отражает практически все связи, объединяющие субъектов (типичные конфигурации взаимоотношений: цепи, треугольники, квадраты и т. д.). Этот способ, однако, обладает существенным недостатком - при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей становится практически неразличимым. При проведении социометри-ческих исследований делались попытки стандартизировать и рационализировать построение С. Определенный прогресс в этой области связан с разработкой и широким внедрением в экспериментальную практику социограмм-мишеней. При их построении учитывается разделение группы на "популярных", "средних" и "непопулярных" членов;
каждый из них в соответствии с этим делением помещается в опре деленный круг С.-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей. Для одной группы обычно составляют несколько коллективных С. Индивидуальные С. позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе (например, отличить позицию лидера от позиции "популярных" членов группы, выделить "отверженного" или "изолированного" индивида).

Другие записи

10.06.2016. СОЦИОМЕТРИЯ
СОЦИОМЕТРИЯ (от лат societas - общество, metreo - измеряю) - разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных…
10.06.2016. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА (от лат. specialis - особый и reflexus - отраженный) - процесс, заключающийся в том, что после первичной генерализации условной реакции по мере ее повторения она приурочивается…
10.06.2016. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. specialis - особый) - отрасль психологии, изучающая людей, для к-рых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными…
10.06.2016. СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ КОНЦЕПЦИЯ
СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ КОНЦЕПЦИЯ (от лат. specificus - особенный) - представление о том, что качество ощущения зависит от того, какой орган чувств возбужден. Одна и та же внешняя причина,…
10.06.2016. СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППОВАЯ
СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППОВАЯ - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей С. г., как правило, рассматриваются: 1)…