СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически С. выступает .как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его "внутреннем опыте" и предвосхищающих его практическую деятельность. С. изучается рядом наук - философией (основной вопрос философии - вопрос об отношении С. к бытию), логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией и др. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование С. индивида. С. характеризуется: активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: С. всегда - С. чего-либо, см. Интенция); способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого С.), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. С. любого индивида уникально, но не произвольно - оно обусловливается внешними по отношению к С. и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в к-рой существует индивид). Изучение С. сталкивается с двумя основными трудностями. Во-первых, все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в том числе бессознательное, к-рое осознается либо в результате специальной процедуры "доведения до С.", либо косвенно - в виде искажений С.). По данным самонаблюдения, С. лишено собственной психологической специфики - его единственный признак состоит в том, что благодаря С. перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Поэтому С. либо рассматривалось как общее "бескачественное" условие существования психики и обозначалось, по существу; метафорически ("свет С.", "поле С.", "С.- общий хозяин психических функций" и т. д.), либо столь же неправомерно отождествлялось с какой-либо психической

24 Заказ 522


функцией (чаще всего со вниманием или мышлением). В первом случае о конкретном (в том числе экспериментальном) изучении С. вообще не могло быть речи, во втором - этот вопрос подменялся изучением соответствующей функции. Все это порождало мнение, что С. для научной психологии-вообще фикция (У. Джеймс). Вторая трудность вытекает из первой: С. (как и отдельные психические функции) не локализуется во внешнем пространстве, но в отличие от психических функций С. (из-за его "бескачественности") не удается "расчленить" и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик С., по к-рым его можно было бы изучать известными психологии методами (например, измерять в определенные единицы времени, сравнивать С. за определенные отрезки времени). Важной для конструктивного анализа С. явилась восходящая к И. Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем С., накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств, информации и организующих его определенным образом. На протяжении веков проблема С. является ареной острой идейно-теоретической борьбы, в к-рой естественнонаучный материалистический подход противостоит религиозно-идеалистическим концепциям. Решающее значение для решения проблемы С. сыграли положения классиков марксизма (радикально переработавших при этом соответствующие идеи Гегеля) о том, что структуры С. имеют социокультурный характер, сформировались филогенетически (см. Филогенез) в ходе истории человечества, под влиянием надындивидуальных социальных структур (см. Подсознательное), сложившихся в процессе совместной деятельности (прежде всего производственно-практической). Советской психологией разработано общее представление об онтогенетическом
Сознание религиозное

370
формировании С. Структуры С. индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению (см. Интериоризация} ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе филогенетического (исторического) развития. Предметная деятельность и ее атрибут - общение обладают следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре: социальным происхождением и строением (это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредствованности орудиями и знаками); разделенностью между двумя субъектами; направленностью на объект. Структура совместной деятельности порождает структуру С., определяя соответственно следующие его основные свойства: социальный характер (включая опосредствованность знаковыми, в том числе вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм; предметность.

Другие записи

10.06.2016. СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ
СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ - фантастическое отражение людьми господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, соотносимых с действием сверхъестественных сил. С. р. имеет…
10.06.2016. СОМНАМБУЛИЗМ
СОМНАМБУЛИЗМ (снохождение) (от лат. somnus - сон и аmbulare - гулять) - форма сложного, внешне выглядящего целенаправленным, но неосознаваемого поведения, к-рое осуществляется при переходе от сна к гипнозоподобному…
10.06.2016. СОН
СОН - периодическое функциональное состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующееся значительной обездвиженностью и отключенностью…
10.06.2016. СОПЕРЕЖИВАНИЕ
СОПЕРЕЖИВАНИЕ уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы); при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение другого человека (или…
10.06.2016. СОПРЯЖЕННО - МОТОРНАЯ МЕТОДИКА
СОПРЯЖЕННО - МОТОРНАЯ МЕТОДИКА (от лат. motor - приводящий в движение) - способ исследования аффективных реакций человека. Разработана А. Р. Лурия. В отличие от методов регистрации симптомов аффективных…