СПОСОБНОСТИ

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено начало экспериментальному и статистическому исследованию различий людей. С. обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные С., в то же время одна и та же С. может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации С. Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сензитивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных С. (см. Сензитивность возрастная). Предполагается, что формирование С. происходит на основе задатков. Качественный анализ С. направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, к-рые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Количественные измерения С. характеризуют меру их выраженности. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности С. являются тесты (см. Тесты достижений. Тесты интеллекта. Тесты креативности). Изучение конкретно-психологических характеристик различных С. позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности (см. Интеллект), и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности (см. С. специальные). Уровень и степень развития С. выражают понятия таланта и гениальности. В советской психологии проблема С. освещается в работах Б. М. Теплова, Н. С. Лейтеса. Всестороннее развитие С. человека отвечает принципу социалистического общества: "От каждого - по способностям".

Другие записи

10.06.2016. СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ
СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ (от лат. specialis - особый) - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической,…
10.06.2016. СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ-одна из логических операций мышления. Задания на С. предметов, изображений, понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Анализируются основания…
10.06.2016. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, охватывающая проблемы, связанные с антропогенезом, становлением человеческого сознания и изучением общего и различного в психической деятельности человека…
10.06.2016. СТАНИСЛАВСКИЙ (Алексеев) Константин Сергеевич
СТАНИСЛАВСКИЙ (Алексеев) Константин Сергеевич (1863- 1938) - актер, режиссер, педагог, теоретик сценического искусства. С.- автор творческой системы воспитания актера, основные принципы к-рой изложены…
10.06.2016. СТАРОСТЬ
СТАРОСТЬ - заключительный период человеческой жизни, условное начало к-рого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологическое определение границы,…