СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т. п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Термин "С. с." впервые введен американским журналистом У. Липманом. Наличие С. с., хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, С. с. может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Определение истинности или ложности С. с. должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой С. с., являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или в меньшей мере отвечающим объективной действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающем мире, поскольку его основание выступает в качестве второстепенного по отношению к целям и задачам новой классификации. Содержательно родствен С. с. ряд явлений, имеющих место в процессе межличностного восприятия - эффекты ореола, первичности, новизны, феномен имплицитной теории личности и т. д.- и отражающих определенную тенденцию к восприятию индивидом социального объекта максимально однородным и непротиворечивым.

Другие записи

10.06.2016. СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ (от греч stereos - твердый и typos - отпечаток) - восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных представлений (стереотип социальный). С. является…
10.06.2016. СТИВЕНСА ЗАКОН
СТИВЕНСА ЗАКОН - установленная американским ученым С. С. Стивенсом формула, связывающая силу ощущения с определенной степенью физической интенсивности раздражителя. Для обоснования С. з. привлекаются…
10.06.2016. СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА)
СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА) (от греч stylos - букв. стержень для письма и англ. leader - ведущий, руководитель) - типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных).…
10.06.2016. СТИМУЛ
СТИМУЛ (от лат. stimulus - остроконечная палка, к-рой погоняли животных, стрекало) - воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней…
10.06.2016. СТРАСТЬ
СТРАСТЬ - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете С. всех его устремлений и сил. Причины формирования С. достаточно…