ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА - методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. В большинстве Т. и. испытуемому на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из к-рых составлены задачи теста. Свои решения он сообщает либо в письменном виде, либо отмечая один из нескольких вариантов, имеющихся на бланке. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и т. п. В задачах тестов действия для решения нужно сложить из представленных деталей изображение предмета, геометрическую фигуру, собрать из кубиков с разноокрашенными сторонами заданный рисунок и т. п. Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач, по нему выводится коэффициент интеллектуальности. При тестировании обычно формируют выборки по возрасту (в школе); при формировании их по образованию и социальному статусу сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Один и тот же образовательный ценз далеко не всегда соответствует одинаковому уровню обученности. Социальный статус по-разному сказывается на психическом развитии индивидов в зависимости от специфики окружения и семейных условий. Успешность испытуемого всегда и неизбежно связана с тем, насколько в своем предшествующем опыте он усвоил термины и понятия, из к-рых построены задачи теста, насколько были им усвоены именно те умственные действия, к-рые необходимы для решения задач теста и может ли он эти действия произвольно актуализировать; наконец, насколько сложившиеся у испытуемого в его прошлом опыте мыслительные стереотипы пригодны для решения задач теста. Таким образом, результаты тестирования выявляют не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, обученности, к-рые неминуемо сказываются на его работе над тестом. Это обстоятельство послужило основанием для того, чтобы называть результаты, получаемые при применении Т. и., "тестовым" или "психометрическим" интеллектом. Наблюдающиеся рассогласования между фактическими достижениями в умственной работе индивида и его "тестовым" интеллектом привели к тому, что некоторые тестологи ввели понятие "несправедливых" тестов. Эта "несправедливость" наиболее резко обнаруживается в тех случаях, когда Т. и., разработанные для общности, с известным уровнем и своеобразием культуры, предлагаются индивидам другой общности. Т. и., "свободных от культуры", создать нельзя. По существу, "тестовый" интеллект показывает уровень умственного развития индивида, критерием к-рого выступает набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных автором конкретных Т. и. Понятно, что этот набор неправомерно считать критерием для индивидов, представляющих разнообразные культуры и субкультуры. Различные модификации Т. и. находят применение в теоретических исследованиях и в практике дефектологии, для результатов тестирования созданы особые способы обработки.

Другие записи

10.06.2016. ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ
ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ (от лат. creatio - сотворение, создание) - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных…
10.06.2016. ТЕСТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ
ТЕСТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ - методы психодиагностики, с помощью к-рых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные…
10.06.2016. ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ
ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под последней в данном…
10.06.2016. ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Тип нервной системы)
ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Тип нервной системы) - совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.…
10.06.2016. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ - основанием для типологии конфликтов выступают: цели участников конфликта, соответствие их действий существующим нормам, конечный результат конфликтного взаимодействия…