ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ - методики психологической диагностики, выявляющие, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками умственных действий, к-рые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. По своей сущности Т. к.-о. представляют собой инструмент обратной связи в организации процессов обучения. Т. к.-о. конструируются на основе анализа логико-психологической структуры критерия. Между методикой и критерием заранее предусматривается психологическое соответствие, релевантность. Результаты тестирования, проведенного с помощью этих методик, оцениваются не по порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению к статистической норме, а по отношению этих результатов ко всей сумме тестовых задач. Каждая из задач построена из ключевых понятий и терминов критерия, с к-рыми испытуемому предлагается выполнить логические операции. Этим индивидуальные оценки по Т. к.-о. отличаются от таких же оценок, получаемых при традиционном тестировании интеллекта и способностей. Первые сообщения о Т. к.-о. появились на Западе в начале 60-х гг. В настоящее время проблемы критериально-ориентированного тестирования обсуждаются в большинстве монографий и руководств, посвященных психологической диагностике. Положительно оцениваются результаты применения Т. к.-о. в школе. Следует отметить, что авторы Т. к.-о. уделяют мало внимания собственно психологическим аспектам этих методик. В отличие от них советские психологи, работающие в этой области, руководствуются в своих теоретических и практических исследованиях принципом единства формы и содержания мышления (Л. С. Выготский). Показано, что успех индивида в его работе с каким-то одним предметным содержанием (например, заданиями по математике) не означает, что он столь же успешно будет работать с другим предметным содержанием (например,, с заданиями по языку, биологии) и пр. (Гуревич К. М.). В каждом случае можно обнаружить специфику выделения в предметном содержании признаков, к-рые необходимы для успешного выполнения задания. При этом успех зависит не только от предшествующего обучения индивида, но и от его природных данных. Критериально-ориентированное тестирование позволяет обнаружить при анализе результатов конкретные недочеты умственного развития как отдельных индивидов, так и целых групп, и наметить меры для их ликвидации.

Другие записи

10.06.2016. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ - одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Т. д. близки тестам специальных способностей (см. Тесты…
10.06.2016. ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА
ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА - методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. В большинстве Т. и. испытуемому на специальном бланке предлагается установить…
10.06.2016. ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ
ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ (от лат. creatio - сотворение, создание) - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных…
10.06.2016. ТЕСТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ
ТЕСТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ - методы психодиагностики, с помощью к-рых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные…
10.06.2016. ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ
ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под последней в данном…