ТРЕНАЖЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ТРЕНАЖЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ - совокупность психолого-педагогических, психофизиологических, эргономических, возрастно-психологических и индивидуально-психологических вопросов, возникающих при проектировании и эксплуатации современных технических средств обучения, построенных по принципу моделирования (имитирования) хода реального технологического процесса или действия технического устройства. Особое значение Т.о.п.п. приобрели в последние годы в связи с обострением проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, обслуживающих современные производства, управляющих сложнейшими техническими устройствами (атомными электростанциями, сверхзвуковыми самолетами, космическими кораблями, высокоавтоматизированными металлургическими и химическими производствами). Высокая цена человеческой ошибки не допускает возможности поиска оптимальных способов управления этими устройствами путем случайных проб. Поэтому основная нагрузка по формированию психологической структуры профессиональной деятельности переносится на тренажеры. В настоящее время в различных отраслях промышленности в зависимости от учебных целей, осваиваемого содержания и этапа обучения применяются разные виды и типы тренажеров: понятийные (интеллектуальные); участковые (локальные); полномасштабные (комплексные). Если в первые годы возникновения тренажеростроения (60-70-е гг. XX в.) основные усилия были направлены на достижение физического сходства тренажера и моделируемого устройства или процесса, то в настоящее время акцент смещается в сторону обеспечения психологического подобия, т. е. соответствия психологических механизмов, формируемых с помощью тренажеров, тем механизмам, к-рые призваны обеспечить высококачественную и надежную профессиональную деятельность работника. В связи с этим на первое место выступает проблема построения психологической модели формирования профессиональной деятельности, выявления ее ключевых характеристик и параметров, определения перечня компонентов, формирование к-рых целесообразно с помощью тех или иных тренажерных устройств, разработка психолого-педагогического и учебно-методического обеспечения тренажеров. Психологический подход к проблеме проектирования и эксплуатации тренажеров в целом ряде случаев "снимает необходимость применения крайне трудоемких в создании и дорогостоящих полномасштабных тренажеров, позволяет заменить их в нек-рых фрагментах учебно-тренировочного процесса так называемыми функциональными тренажерами, с помощью к-рых успешно формируются многие ключевые элементы психологической структуры профессиональной деятельности специалистов, обслуживающих современные производства.

Другие записи

10.06.2016. ТРЕНАЖЕРЫ
ТРЕНАЖЕРЫ - технические средства обучения, реализующие модель эргатической системы и обеспечивающие контроль за качеством деятельности обучаемого. Существуют несколько критериев для классификации тренажеров.…
10.06.2016. ТРЕНИНГ ПЕРЦЕПТИВНЫЙ
ТРЕНИНГ ПЕРЦЕПТИВНЫЙ - вид социально-психологического тренинга (см. Тренинг социально-психологический) , направленный на развитие способности адекватного и полного познания себя (см. "Я"), других людей…
10.06.2016. ТРЕНИНГ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
ТРЕНИНГ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ - вид социально-психологического тренинга (см. Тренинг социально-психологический) , направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок,…
10.06.2016. ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (см.…
10.06.2016. ТРОПИЗМЫ
ТРОПИЗМЫ (от греч. tropos - поворот, направление) - движения (рост) растений в определенных направлениях, вызванные односторонним воздействием факторов внешней среды (света, земного притяжения, химических…