ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (см. Социально-психологическая компетентность). Базовыми методами Т. с.-п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы Т. с.-п. обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий от нескольких дней до нескольких месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими, например, один - три раза в неделю. Продолжительность отдельной встречи - от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые за два-три дня непрерывной работы. Общая цель Т. с.-п. конкретизируется в следующих задачах: 1) овладение психологическими знаниями; 2) формирование умений и навыков в сфере общения; 3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; 4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; 5) коррекция и развитие системы отношений личности. Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм Т. с.-п. Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности (см. Т-группа), ролевой тренинг, видеотренинг и др. Основной контингент участников составляют представители профессий, деятельность к-рых предполагает интенсивное общение (см. Тренинг делового общения), а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов (см. Тренинг перцептивный). В группе Т. с.-п. особый акцент делается на созда нии климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что представляет необходимую предпосылку и составляющую развития компетентности в общении. Создание климата доверия в существенной степени определяется особой формой проведения занятий, при к-рой ведущий не является преподавателем в традиционном смысле слова. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней, при этом он выступает одним из участников групповой работы (хотя и задающим на первых этапах групповые нормы и модели поведения). Для достижения целей Т. с.-п. ведущему необходимо создать условия для формирования группы высокого уровня развития (см. Уровень развития группы). Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий: 1) принцип активности участников: в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия - обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций, предложенных самими участниками, наблюдение по заданным критериям за поведением участников ролевых игр, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т. д.; 2) принцип исследовательской позиции: в процессе работы в группах Т. с.-п. создаются такие ситуации, когда участникам необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологии закономерности взаимодействия и общения людей; 3) принцип объективации поведения: в начале занятий поведение участников группы Т. с.-п. переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне в ходе их проведения. Важным средством объективации поведения, к-рый используется во всех видах тренинга, является особым образом организованная обратная связь, эффективность к-рой существенно повышается при использовании видеозаписи; 4) принцип партнерского общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений, интересов, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех уча--стников общения, а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов других. Развитие различных форм Т. с.-п. связано, в основном, с ведущими ориентациями современной психологии. В западной традиции - это необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, экзистенциальная (см. Экзистенциализм) и гуманистическая психология. С последней связано широкое распространение форм групповой психологической работы и, в частности, использование Т. с.-п.

Другие записи

10.06.2016. ТРОПИЗМЫ
ТРОПИЗМЫ (от греч. tropos - поворот, направление) - движения (рост) растений в определенных направлениях, вызванные односторонним воздействием факторов внешней среды (света, земного притяжения, химических…
10.06.2016. ТРУДОЛЮБИЕ
ТРУДОЛЮБИЕ - черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется Т. в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим…
10.06.2016. УБЕЖДЕНИЕ
УБЕЖДЕНИЕ - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентация-ми. Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определенное понимание…
10.06.2016. УБЕЖДЕННОСТЬ
УБЕЖДЕННОСТЬ - особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентации и выступающее регулятором ее сознания и поведения. У. выражается в субъективном отношении…
10.06.2016. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ - эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. От У. т., совершенствования форм его организации, гуманизации содержания…